Иракский Курдистан начал продавать нефть независимо от центрального правительства, что создает дополнительные сложности в то время, как страна борется с ИГИЛ. В последние месяцы курды прекратили поставки нефти по условиям договора 2014 года из-за того, что им "недостаточно платят". Регион самостоятельно экспортирует более 600 000 баррелей в день. Правительство Ирака считает эти поставки "незаконными".
Возникший конфликт углубляет противоречия в стране, которая и так фактически поделена на три части: Иракский Курдистан на севере, шиитское правительство на юге и в центре страны, а также территории на севере и востоке, подконтрольные ИГИЛ. Такое разделение грозит аннулировать одно из главных достижений премьер-министра Хайдера аль-Абади, которому было вверено улучшение отношений с курдами после долгих лет напряженных взаимоотношений.
Официальные представители Курдистана утверждают, что они были вынуждены развивать экономическую независимость из-за того, что на власть в Багдаде рассчитывать не приходилось. Столица долгое время не выплачивает деньги чиновникам и солдатам Курдистана, а ведь последним ещё надо защищать сотни километров границы от ИГИЛ.
"Нужно как можно скорее решить эту проблему, ведь это вопрос безопасности страны", — заявил Ибрагим Моххамад Бахр аль-Уллум, бывший глава Министерства нефти и член Государственного нефтяного комитета. — "Нам жизненно важно иметь хорошие отношения с курдами".
Федеральное правительство намеревалось открыть совместный с курдами командный центр на севере Ирака, чтобы координировать кампанию по возвращению города Мосул, оккупированного ИГИЛ прошлым летом. Планы были приостановлены, отчасти из-за нынешней ситуации в провинции Анбар. Очевидно, что ухудшение отношений Багдада и курдов не поможет ситуации.
Абади приложил значительные усилия при заключении нефтяного договора в сентябре 2014. Отношения между курдами и Багдадом испортились при предыдущем премьер-министре Нури аль-Малики, и центральное правительство заморозило выплаты из бюджета Курдистану. Согласно заключенному договору, правительство курдов должно поставлять 550 000 баррелей нефти в день государственной нефтяной компании, получая взамен 17% национального бюджета. Среди мест добычи — нефтяные месторождения Киркука, которые Багдад считает своими. Само правительство не может экспортировать нефть в связи со сложившейся в регионе ситуацией.
По словам курдов, их первые поставки были ниже договорённости в силу технических причин, и Багдад снизил выплаты на 30-40%. Но когда Курдистан решил проблемы и наладил поставки, выплаты центрального правительства не возросли. Курдистан начал снижать поставки, и в последний месяц они прекратились вообще. Теперь Иракский Курдистан экспортирует более 600 000 баррелей нефти прямиком в Турцию. Выручка составляет около 1 миллиарда долларов в месяц и позволяет покрывать расходы региона. Среди экспортируемого топлива находится и нефть Киркука. Контроль за регионом — одна из причин сложившихся противоречий. Курды захватили регион прошлым летом, воспользовавшись тем, что армия Ирака плохо справлялась с натиском атак ИГИЛ. По словам правительства курдов, им пришлось увеличить добычу нефти в связи с недостатком регионального бюджета, возникшим из-за того, что Багдад не выплачивал деньги. Нехватка обусловлена высокой стоимостью затрат на вооружение и содержание беженцев.
"Наши требования ясны: мы хотим честной сделки", — заявил Сафин Диязи, спикер регионального правительства Курдистана. — "Мы не можем ждать банкротства".
В Багдаде подчеркнули, что дело расстроилось из-за малого количества поставляемой нефти. Страна столкнулась с трудностями в связи с экономическим кризисом и падением цен на нефть, ведь доходы от нефти составляют более 90% бюджета Ирака.
Теги: Иракский Курдистан, Ирак, Курдистан, нефть, Исламское Государство, Хейдар аль-Абади, Нури аль-Малики