Будущее иракского города Мосул требует, по мнению президента Курдистана, "экстраординарного" рассмотрения. Масуд Барзани заявил это, комментируя вопрос о будущем Курдистана и провинции Ниневия после их освобождения от "Исламского государства" (ИГ) и положении иракских суннитов.
В интервью "Sharq al-Awsat” он сказал, что до войны с ИГ в Мосуле жили 300.000 курдов, а также христиане и арабы, и именно поэтому после освобождения города его следует рассматривать "экстраординарным" способом.
Он напомнил, что требовал создания плана управления освобожденным в будущем города до начала Мосульской операции. Но пока стороны договорились только о создании комитета для решения проблем, которые возникнут в будущем.
В провинции Ниневия есть множество так называемых "спорных районов" с курдским большинством, которые были отделены от Курдистана во время правления режима Баас.
Барзани заявил, что курды не согласны с отделением этих земель, подчеркнув необходимость проведения общественного референдума, который должен урегулировать этот спор между Багдадом и Эрбилем.
Что касается ситуации иракских суннитов, Барзани сказал, что в настоящее время баланс сил не на их стороне. "К большому сожалению, главная проблема в том, что они были разделены религиозными и политическими властями. Это их большая проблема. Они разделены и не едины".
В интервью президент Курдистана также подтвердил информацию о том, что он советовал суннитским лидерам подготовить почву для объявления их собственного региона в пределах границ Ирака, добавив, что Курдистан также способствовал проведению конференций суннитских лидеров в Эрбиле, на которых обсуждалось их будущее в Ираке.
Масуд Барзани заявил, что он советовал суннитам "изменить свой менталитет" в соответствии с изменениями в Ираке, Курдистане и в мире.
"Если вы чувствуете, что шииты и курды притесняют вас, я обещаю, что я буду стоять на вашей стороне, но если вы считаете, что вы можете вернуться в прошлое, то вы мечтаете," пересказал Барзани его собственные слова, обращенные к суннитам, которых он критиковал за непризнание федерализма в Ираке и за поддержку менталитета однопартийного правления.
Тем не менее, по словам курдского президента, среди суннитов была группа, которая поддерживала его озабоченность, но боялась рисковать.
В интервью президент Барзани также указал на противоречие: раньше шииты были открыты к идее создания новых регионов в Ираке, но правящие сунниты отвергали эту идею, в то время как в настоящее время шииты встали у власти и имеет место противоположная тенденция.
"Сегодня положение арабов-суннитов очень сложное: их территории заняты, число их перемещенных лиц высокое, и они не имеют никаких полномочий", заявил Барзани.
Отвечая на вопрос о положении в Курдистане после освобождения Мосула и возможность переговоров по бюджету курдского региона Ирака, Барзани заявил, что переговоры будут о том, чтобы "стать двумя хорошими соседями без каких-либо проблем."
Барзани заявил, что с этой целью он подготовил проект, указав на то, что традиционных методов, использовавшихся раньше для управления Ираком, уже не будет.
"Все мои усилия направлены на защиту Ирака и Курдистана от кровавых методов [управления] в будущем", сказал Барзани, еще раз выразив надежду, что власти в Багдаде примут Курдистан в качестве своего соседа, и таким образом удастся избежать военных столкновений.
Он также заявил, что открыто обсуждал государственность Курдистана с премьер-министром Ирака Хейдаром аль-Абади, который проявил "понимание" в этом вопросе.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Масуд Барзани, Мосул, Исламское Государство, Ниневия, сунниты, шииты, Хейдар аль-Абади