Группа государств "Большая Семерка" ("G-7") подчеркнула свою постоянную поддержку "единству и территориальной целостности" Ирака, и призвала Багдад и Эрбиль к сотрудничеству в военной сфере в качестве модели будущего политического сотрудничества после поражения "Исламского государства" (ИГ) в Ираке.
Совместное коммюнике "G-7" приветствовало соглашение между курдскими и иракскими правительствами, которое дало возможность иракским силам безопасности и солдатам пешмерга совместно бороться против ИГ в Мосуле с октября прошлого года.
"Мы надеемся, что это военное сотрудничество может стать моделью политического сотрудничества в Ираке после поражения ИГ", - говорится в совместном заявлении министров иностранных дел "G7".
Международная группа "G7" включает Канаду, Францию, Германию, Италию, Японию, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Во время встречи в Италии 10-11 апреля к министрам этих стран также присоединился верховный представитель Европейского союза.
По словам высокопоставленного курдского чиновника, Курдистан уже обсуждал вопрос о проведении референдума по независимости с тремя членами "G7": США, Францией и Соединенным Королевством.
Хошияр Зибари, член "Демократической партии Курдистана" (ДПК), сказал в воскресенье "Rudaw", что курдское руководство обсуждает референдум и с постоянными членами Совета Безопасности ООН.
В заявлении "G7" говорится, что "стабильность и благое управление Ираком" окажут влияние на общее будущее региона. "Мы вновь заявляем о нашей неизменной поддержке независимости, суверенитета, единства и территориальной целостности Ирака", - говорится в заявлении.
Призыв "G7" к объединению в Ираке после поражения ИГ вполне соответствует ожиданиям иракского премьер-министра. Хейдар аль-Абади надеется, что его страна выйдет из войны как единое и сильное государство, а курды и арабы разделят одно видение восстановления районов, пострадавших от войны.
Единая иракская риторика явно контрастирует с оценкой президента Курдистана, Масуда Барзани, будущих отношений между Багдадом и Эрбилем после поражения экстремистской группировки. Барзани сказал в марте, что падение Мосула, вероятно, положит начало развалу Ирака, подчеркнув, что было слишком много массовых убийств и разногласий между различными компонентами Ирака, что не оставляет места для примирения.
Президент Курдистана уверен, что независимый Курдистан сделает Ближний Восток более стабильным.
Курдское руководство с самого начала наступления в Мосуле подчеркивало, что хорошее военное сотрудничество не переросло в сотрудничество по другим аспектам. Доля Эрбиля в иракских доходах по-прежнему сокращается с начала 2014 года, что вызвало серьезный продолжающийся финансовый кризис в Курдистане, и что, в свою очередь, по крайней мере частично, приостановило приток иностранных инвестиций в курдские районы.
Надежды в столицах иностранных государств, в том числе в Вашингтоне и в других странах, в отношении "благого управления" в Ираке проистекают из того факта, что премьер-министр Абади отличается от своего предшественника Нури аль-Малики, который на одном этапе пребывания в должности угрожал применением военной силы против курдских пешмерга в пограничных районах вблизи Киркука.
Но Зебари, который был самым долговременным министром иностранных дел Ирака, и, кроме того, был министром финансов Ирака, и который работал с Малики и Абади в Багдаде до прошлого года, сказал в воскресенье в интервью "Rudaw", что он не видит разницы между ними в отношении их политики.
По словам Зебари, хотя Абади отличается в своем подходе, - он не ищет конфронтации, а ищет решения, - однако он, как и Малики, придерживается той же позиции в отношении Эрбиля.
Теги: G-7, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Исламское Государство, армия Ирака, пешмерга, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания, США, Европейский Союз, Хошияр Зибари, ДПК, СБ ООН, Хейдар аль-Абади, Нури аль-Малики, Масуд Барзани