Иран намерен решить вопрос референдума по курдской независимости, так же, как в переговорах с мировыми державами, когда два года назад он обеспечил знаковое ядерное соглашение путем достижения беспроигрышной сделки. Об этом в четверг сказал заместитель министра иностранных дел Ирана.
По словам Ибрагима Рахимпура, хотя война против "Исламского государства" (ИГ) еще не завершена, Израиль пытается вызвать еще один кризис в регионе посредством курдского референдума, чего, по его словам, Иран не допустит.
Он сказал, что Иран не позволил ИГ распространиться по региону, и теперь Тегеран не отступит, "с той разницей, что ИГИЛ [ИГ] не от нас, а курды от нас".
"Мы изучаем способ решения проблемы, стоящей перед нами после референдума Курдистана в Ираке, которая будет напоминать беспроигрышную сделку [группы] 5 + 1", - сказал Рахимрур государственному информационному агентству Ирана "IRNA", ссылаясь на ядерную сделку между Ираном и пятью державами в 2015 году, в том числе Соединенными Штатами.
По мнению иранского чиновника, такая сделка будет гарантировать, что регион Курдистан, Иран, Турция и Ирак выиграют в равной мере.
Все три названных государства выразили свое несогласие с курдским голосованием, в результате которого 92 процента участников высказались в пользу отделения от Ирака.
Комментируя визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Тегеран 4 октября, в ходе которого обе стороны обвинили Израиль в провоцировании и поддержке курдского голосования, Рахимпур сказал, что за последние четыре года Иран не имел более значительного визита.
Хотя Израиль публично заявил, что поддерживает создание независимого курдского государства, он отрицает, что он сыграл какую-либо роль в проведении референдума.
Как сказал Рахимпур, курдский народ в Ираке обеспокоен тем, что его права нарушаются в Ираке, но это может быть решено иракским правительством. Он утверждает, что когда такие внутренние проблемы решаются Ираком, но курдские лидеры настаивают на своем праве отделиться, это подтверждает факт иностранного вмешательства.
Турция, Ирак и Иран обсудили и предприняли скоординированные меры против Эрбиля после референдума, состоявшегося 25 сентября, включая запрет на международные рейсы в Курдистан и из Курдистана, военные учения на курдских границах и угрозы закрыть сухопутные границы. Турция также угрожает перекрыть экспорт курдской нефти на международный рынок.
Глава национальной безопасности и внешней политики иранского парламента заявил журналистам в четверг, что голосование 25 сентября перешло красную линию, установленную Ираном.
"То, что происходит в Курдистане, с точки зрения Ирана, пересекло одну из красных линий, и поэтому мы не оставим это без ответа", сказал Алаэддин Боруджерди, выступая перед журналистами в Дамаске.
Как сообщает государственное сирийское агентство "SANA", ранее Боруджерди встречался с президентом Сирии Башаром Асадом, и оба заявили, что отвергают курдское голосование.
Иранские СМИ широко обсуждали курдский референдум в свете визита президента Эрдогана в Тегеран. Многие из них считают, что новое сотрудничество между Тегераном и Анкарой необходимо для борьбы с тем, что они назвали планами "дальнейшей дестабилизации" в регионе.
Военный глава Турции посетил Тегеран до прибытия президента Турции, проложив путь для совместных военных действий двух сторон, несмотря на их глубоко укоренившиеся разногласия в раздираемой войной Сирии.
Солейман Афшар, бывший посол Ирана в Азербайджане, написал для газеты "Jahan-e-Sanat", что, хотя это серьезное достижение Ирана - первые в его истории переговоры с Турцией, которая является членом НАТО, и достижение военного соглашения, тем не менее, для Тегерана важно скептически относится к своим связям с Анкарой, которые могут измениться к лучшему или к худшему в любой момент.
На фото AFP: Президент Ирана Хасан Рухани позирует с начальником штаба Турции генералом Хулуси Акаром и начальником штаба Вооруженных сил Ирана генералом Мохаммадом Багери. Тегеран, 2 октября 2017 года.
Теги: Иран, Ибрагим Рахимпур, Ирак, Исламское Государство, Иракский Курдистан, Курдистан, Независимость Курдистана, референдум, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Израиль, Алаэддин Боруджерди, Сирия, Башар Асад, Хасан Роухани, Хулуси Акар, Мохаммад Хоссейн Багери