Иран и Турция сыграли определенную роль в атаке иракских военных на Киркук, сказал на пресс-конференции в четверг пресс-секретарь "Патриотического союза Курдистана" (ПСК).
"Турция, Ирак и Иран согласовали вторжение с [Касимом] Сулеймани, являющимся представителем Ирана в коалиции, а представителем Турции, возможно, был выдвинут Хакан Фидан", сказал Саади Пира.
Касим Сулеймани, командующий иранскими элитными "Силами Кудс", является "военным советником" иракских шиитских сил "Хашд аш-Шааби". Об этом сообщил в воскресенье вечером представитель правительства Ирака Саад Хадити.
Хакан Фидан является главой Национальной разведывательной организации Турции.
"Стали бы мы разговаривать с Ираком или нет, но они трижды решили прийти и заняться этими районами. И было решено, что иракская армия вернется в районы, где они контролировали нефтяные месторождения вплоть до 2014 года", - сказала Пира.
Пира назвал ордер, выданный на арест вице-президента Курдистана и заместителя генерального секретаря ПСК Косрата Расула Али бесполезным.
Высший суд Ирака издал ордер на арест Расула за то, что тот назвал иракские войска в Киркуке как "захватчиками".
Иракские силы заняли большую часть спорных курдских районов, ранее подконтрольных курдским силам, в провинциях Киркук и Ниневия, включая города Киркук, Махмур и Синджар.
Пира подтвердил, что президенту Курдистана Масуду Барзани, главнокомандующему вооруженными силами Курдистана, и вице-президенту Косрату Расулу Али не было известно о соглашении, достигнутом между некоторыми лидерами ПСК и вооруженными силами Ирака касательно отступления пешмерга из Киркука.
Как сообщают курдские СМИ, трое ведущих деятелей ПСК - членов семьи Талабани – Павел Талабани, Лахур Талабани (Джанги) и Арас Шейх Джанги, приказали войскам пешмерга ПСК оставить нескольких ключевых позиций и позволить занять их шиитским силам и иракской армии. Херо Ибрагим Ахмед, старший лидер ПСК и мать Павла Талабани, отклонила эти обвинения.
12 октября в телевизионном обращении Павел Талабани призвал правительства Курдистана и Ирака совместно управлять спорными районами в качестве временной меры. Он сказал, что курдские и иракские силы "находятся на пороге войны. Война нам не нужна. Войны мы не хотим".
Во вторник президент Барзани в своем заявлении сказал: "То, что произошло в городе Киркук, стало результатом односторонних решений некоторых людей в рамках определенной внутриполитической фракции Курдистана, что в конечном итоге привело к выводу войск пешмерга". Он не назвал ни имен, ни партий.
Косрат Расул Али также обвинил членов своей партии, ПСК. "Что действительно усиливает рану, - это то, что некоторые отступники отказались от доктрины ПСК, отвернулись от руководства нашей партии и стали помощниками оккупантов, чтобы получить некоторые личные, временные выгоды. Этим отвратительным поступком они униженно вписали себя в черные страницы истории нашей нации".
Как заявил Пира, ситуация в спорных районах сейчас спокойна: "Киркук спокоен, Хашд аш-Шааби больше нет. Ханакин спокоен, Махмур спокоен, Синджар спокоен. Там нет проблем".
В день, когда он давал пресс-конференцию, в СМИ было несколько сообщений из оккупированных иракскими силами районов о насилии над курдскими жителями, сожжении их домов и разграблении имущества. Показательным является то, что, как сообщают местные жители, шиитские ополченцы не совершают эти преступления в отношении членов и сторонников ПСК.
По словам Пира, несмотря на присутствие иракских вооруженных сил в спорных районах, "администрация Киркука, Махмура, Синджара и других районов останется курдской".
Регион Курдистан по-прежнему является частью Ирака, "до того дня, когда мы объявим независимость", - сказал он.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, Ирак, Иран, Турция, Хакан Фидан, Сардар Касим Сулеймани, Силы Кудс, шииты, Хашд аш-Шааби, ПСК, Саади Ахмад Пира, Косрат Расул, Масуд Барзани, Павел Талабани, Лахур Талабани, Лахур Джанги, Арас Джанги, Херо Ибрагим Ахмед, Ханакин, Махмур, Синджар