Постепенно становятся известными подробности "Киркукского заговора", потрясшего Иракский Курдистан в средине октября, и положившего начало захвату курдских земель иракскими силами.
Корреспондент "VOA Persian” Али Джаванмарди опубликовал серию отчетов о своем расследовании событий, произошедших в ночь с 15 на 16 октября в Киркуке.
Как сообщает Джаванмарди, катастрофические для Курдистана события той ночи начались на военной базе "Кейван", где иракские силы атаковали курдских пешмерга, которыми руководил известный военачальник и лидер партии "Патриотический союз Курдистана" (ПСК) Косрат Расул.
В ходе боя с тыла курдского фронта к войскам Косрата Расула под флагом Курдистана подошли местные антитеррористические силы одной из фракций ПСК, среди которых скрывались одетые в форму пешмерга про-иранские шиитские ополченцы "Хашд аш-Шааби" и иностранные снайперы, не говорившие по-курдски и поэтому снабженные переводчиками. "Хашд аш-Шааби" и снайперы были тайно введены в Киркук до начала операции.
Как сообщает Джаванмарди, президенту Курдистана Масуду Барзани и самому Косрату Расулу было известно о готовящемся нападении, но приближающихся "пешмерга" приняли за пришедших на помощь, и только когда те открыли огонь, стало ясно, что случилось. Снайперы убили 57 членов сил Косрата Расула и ранили 61. Судебная медэкспертиза подтвердила, что подавляющее большинство выстрелов были сделаны в спину.
Корреспондент уверенно называет состав атаковавших – это иранские "Силы Кудс", шиитские ополченцы "Хашд аш-Шааби" и антитеррористические силы одного из лидеров ПСК, Лахура Талабани (Джанги).
Пешмерга, подчиненные Косрату Расулу, известны своим мужеством, они отчаянно сопротивлялись. Не смотря на окружение, им удалось прорваться, чему способствовала также военная подмога, срочно направленная Масудом Барзани. Сообщается, что 3 местных артиллерийских дивизии пешмерга ПСК не сделали ни одного выстрела, чтобы спасти Расула.
Корреспондент подчеркивает, что часть сил ПСК, находящихся под командованием прославленных в прежних боях командиров ПСК, осталась преданными Курдистану, и многие из них погибли и были ранены.
Одним из таких командиров является и Шейх Джафар - глава 70-й дивизии пешмерга и бывший министр пешмерга Курдистана. Он, как и Косрат Расул, выступал за защиту Киркука. Такие командиры, согласно заговору, должны были быть убиты.
Как сообщает Джаванмарди, 14 октября Бафел (Павел) Талабани, сын недавно умершего лидера ПСК, Джаляля Талабани, провел собрание в Докане, на которое были приглашены многие военачальники ПСК, кроме несговорчивых Расула и Джафара. Корреспондент утверждает, что на этом совещании военным ПСК были предложено существенное повышение и деньги за то, чтобы они отступили, когда им будет приказано. Сам план не разглашался.
По словам Джаванмарди, в этом состоял великий замысел известного иранского командующего, главы "Сил Кудс", Касима Сулеймани: курды не должны были оказать сопротивление наступающим ирано-иракским силам. Для этого следовало устранить "неуправляемого" Косрата Расула, силы которого защищали Киркук.
Помощники Сулеймани в этом заговоре – лояльные планам Ирана члены ПСК Лахур и Павел Талабани на время военной атаки были в укрытии на случай начала широкомасштабной войны.
Также чудом удалось спастись из Киркука еще одному "непокорившемуся" лидеру ПСК, губернатору Наджмальдину Кариму, которому помогли уйти из города силы брата премьер-министра Курдистана Нечирвана Барзани – Равана Барзани.
Но план Сулеймани по захвату Киркука был только частью заговора против Курдистана. Как заявил помощник верховного лидера Ирана, Али Хаменеи, "мы возьмем Эрбиль также легко, как взяли Киркук".
Столица Курдистана должна была быть атакована следующей. Атака иракских сил на город Прде (Алтун Купри), расположенный к югу от Эрбиля, была только одной из запланированных, но не состоявшихся.
Наступление на Прде началось 20 октября. Помимо шиитских сил "Хашд аш-Шааби", в нем опять участвовали антитеррористические силы Лахура Талабани, киркукское подразделение пешмерга ПСК во главе с Асо Мамандом и несколько командиров иранского "Корпуса стражей Исламской революции", руководивших наступлением. Об участии в нападении сил ПСК стало известно, когда несколько их членов, раненых во время столкновений, были отправлены на лечение в Сулейманию.
Но кроме Прде, наступление на Курдистан планировалось с еще трех направлений: со стороны Шаклавы, граничащей с курдскими территориями, подконтрольными ПСК, со стороны Турции, где шли официально объявленные совместные "учения" турецкой и иракской армий, и со стороны Ирана, где ранее проходили военные учения "Хашд аш-Шааби" и иранских "Сил Кудс".
По словам корреспондента "VOA Persian”, этому плану воспротивились США, приказавшие не переступать 36-ю параллель, ставшую линией "неприкосновенности” для Курдистана еще в 1991 году, когда курдов атаковал Саддам Хусейн. Якобы, США пригрозили в противном случае ответить военными мерами "даже союзникам”, т.е. члену НАТО, Турции.
Последним из шокирующих откровений о событиях тех дней, стала новость о том, что план по "усмирению" Иракского Курдистана имел еще один пункт, в случае исполнения которого, последние победы Ирака в Курдистане были бы еще постыднее. Сообщается, что до атаки на Киркук президент Масуд Барзани и премьер Нечирван Барзани должны были быть убиты во время совещания с ПСК в Докане.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, Киркук, ПСК, Косрат Расул, Ирак, Иран, шииты, Хашд аш-Шааби, пешмерга, Масуд Барзани, Силы Кудс, Лахур Талабани, Лахур Джанги, Шейх Джафар Мустафа, Павел Талабани, Сардар Касим Сулеймани, Наджмалдин Омар Карим, Нечирван Барзани, Раван Барзани, Али Хаменеи, Эрбиль, КСИР, Турция, армия Турции, армия Ирака, армия Ирана, США