Партия "Патриотический союз Курдистана" (ПСК) намерена продолжить содержать свои собственные вооруженные силы, силы безопасности и разведку в районах, находящихся под ее контролем, независимо от результатов ожидаемых всеобщих выборов в Курдистане. Об этом заявил высокопоставленный представитель партии Мала Бахтияр в интервью агентству "Rudaw" в воскресенье.
Как сказал Мала Бахтияр, его партия пережила серию неудач в конце прошлого года, включая события 16 октября, которые привели к потере богатой нефтью провинции Киркук, занятой иракским войскам после референдума о независимости Курдистана при содействии нескольких лидеров ПСК.
Курдский премьер-министр Нечирван Барзани, который в воскресенье встретился с руководством ПСК в Сулеймании, сказал журналистам, что у него не сложилось впечатление, что ПСК хочет, чтобы курдские выборы были отложены. Он сказал, что правительство в сотрудничестве с парламентом и избирательным органом обсудит вопрос о назначении даты выборов.
ПСК, как и почти все другие партии, может оказаться не вполне подготовленной к выборам на этом этапе, отметил Бахтияр, но не будет препятствовать проведению голосования.
Бахтияр ожидает, что его партия может потерять от 10 до 15 процентов голосов по сравнению с прошлыми выборами в основном из-за роли высокопоставленных членов ПСК в сдаче Киркука. Другим фактором, который может оказать негативное влияние на доверие избирателей, является отставка Бархама Салиха, который сформировал свою собственную коалицию.
Но, как считает Бахтияр, сила и влияние ПСК в Курдистане не зависят от того, сколько голосов она получит на выборах.
"Мы будем "Патриотическим союзом Курдистана", если мы выиграем одно место, и мы будем "Патриотическим союзом Курдистана", если мы выиграем 100 мест", - сказал Бахтияр, объяснив, что ПСК, как и "Демократическая партия Курдистана" (ДПК), имеет за своими плечами десятилетия борьбы за курдское дело, и оказывает большое влияние на силы безопасности и пешмерга в подконтрольных ей провинциях Сулеймания и Халабджа.
"Даже в Ираке никто не может принять решение о судьбе Курдистана без "Патриотического союза Курдистана", как и в Курдистане ни одна сторона не может принять решение без "Патриотического союза Курдистана"", - сказал он.
Отвечая на вопрос, не считает ли он, что это предупреждающее сообщение отличается от мирного способа передачи власти, Бахтияр сказал, что ПСК не согласится даже на рассуждения других сторон о ее разоружении. Он уверен, что для усиления благосостояния Курдистана в отношении "недемократических стран" региона необходимы крепкие силы безопасности.
"У нас есть вооруженные силы, и поэтому никакая сила не может разоружить нас".
Бахтияр заявил, что недавние насильственные протесты, охватившие города "Зеленой зоны" (зоны влияния ПСК), были частично "стимулированы" некоторыми элементами ПСК и принесли проблемы партии.
Цель насильственных протестов состояла в том, чтобы лишить ПСК ее вооруженных сил, за которой последует аналогичный план в отношении ДПК в других районах Курдистана, уверен Бахтияр. Таким образом, он повторил мнение Шейха Джафара Мустафы, командующего подразделением пешмерга № 70, которое помогло усмирить недельные антиправительственные протесты.
В начале ноября ПСК должна была распустить свое политбюро и заменить его комитетом из 11 членов под руководством действующего главы ПСК, Косрата Расула. Но этот план так и не был осуществлен, отчасти потому, что вскоре после этого Расул заболел и был доставлен в Германию, где проходил лечение около двух месяцев. Он вернулся в Курдистан в субботу, 6 января.
Махмуд Сангави и Мохаммед Саид, два лидера ПСК, которые встречали Расула в аэропорту Сулеймании, сказали "Rudaw", что офис политбюро все-таки был распущен. Бахтияр оспорил их заявление, сказав, что партия не только не распустила политбюро, но и оставила его в силе до проведения съезда, запланированного на 2018 год.
Херо Ибрагим, член политбюро ПСК и вдова покойного основателя партии, заявила в декабре 2017 года, что съезд пройдет 7 марта, в годовщину курдского восстания в городе Сулеймания в 1991 году после первой войны в Персидском заливе.
Бахтияр сказал, что дата 7 марта не является официальной, так как это решение должно быть принято руководством. Сам он предложил любую дату с 5 по 15 марта.
Он также сказал, что некоторые чиновники ПСК внесли свой вклад в кризис, поразивший партию. Он пояснил, что некоторые члены ПСК хотели сорвать внутреннее расследование событий 16 октября в Киркуке и Туз-Хурмату, двух спорных курдских районах, на которые претендуют и Эрбиль, и Багдад; другие выступали против проведения партийного съезда; а третьи не хотели принять заявление об отставке, поданное заместителем главы ПСК Бархамом Салихом.
Что касается избрания нового лидера партии, он сказал, что ПСК должна найти новую формулу для восполнения пробела, вызванного смертью лидера ПСК Джаляля Талабани, и пока никто не может взять на себя роль генерального секретаря партии.
Отвечая на вопрос о Кубаде Талабани, младшем сыне Джаляля Талабани, который был назначен на руководящую роль в составе лидеров ПСК, Бахтияр сказал, что он не считает, что возраст является хорошим параметром для оценки успеха какого-либо лидера. Он сказал, что Джаляль Талабани был стар, но молод духом до последней минуты своей жизни. Мала Бахтияр также подчеркнул, что фамилия Кубада также не должна играть роль в его назначении.
По мнению Бахтияра, Кубад Талабани был успешным представителем ПСК в Соединенных Штатах, и является успешным в качестве заместителя премьер-министра Курдистана.
"Между мной и товарищем Кубадом существуют прекрасные отношения. Теперь я не буду выступать за него, но я дам свою оценку его лидерства во время съезда", - сказал Бахтияр.
Представитель ПСК также заявил, что внутри партии идет борьба между двумя группами лидеров: теми, кто следит за своей совестью и теми, кто следит за финансовой выгодой. Он предупредил, что члены партии не потерпят лидеров, которые вызвали у ПСК много проблем.
Бахтияр также сказал, что он неоднократно поддерживал Бархама Салиха, бывшего премьер-министра Регионального правительства Курдистана (КРГ), и заместителя главы ПСК, и выразил сожаление, что тот решил покинуть ПСК.
Он отметил, что Салих не был воином пешмерга во время вооруженной борьбы против режима Саддама Хусейна, и лишь ненадолго был арестован этим режимом до своего отъезда из страны на учебу, но, тем не менее, Салих получил наибольшую поддержку от руководства ПСК, "хотя он не пролил столько пота", по сравнению с остальными лидерами партии.
"Ему дали больше, чем он заслуживал", - сказал Бахтияр, резюмируя уход Бархама Салиха, который недавно создал свою партию "Коалиция за демократию и справедливость" (КДС).
Сейчас КДС работает вместе с другим, более ранним "осколком" ПСК – партией "Движение за перемены" ("Горран"), а также с "Исламской группой Курдистана" ("Комала" или ИГК), выступающих в качестве союзных оппозиционных партий, которые безуспешно ведут кампанию за роспуск КРГ и формирование временного правительства. И ДПК и ПСК отклоняют это требование.
Мала Бахтияр также сообщил, что удаленный Багдадом губернатор Киркука Наджмалдин Карим по-прежнему является членом политбюро ПСК. Но подверг критике тот факт, что Карим решил уехать в Эрбиль (подконтрольный ДПК) после падения Киркука, а не в Сулейманию ПСК.
Как предположил Бахтияр, это было вызвано тем, что некоторые члены ПСК конфисковали дом Карима в Сулеймании.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, ПСК, Мала Бахтияр, Киркук, КРГ, Нечирван Барзани, выборы, Бархам Салих, Сулеймания, Халабджа, Ирак, ДПК, пешмерга, демонстрации, Шейх Джафар Мустафа, Косрат Расул, Херо Ибрагим Ахмед, Джаляль Талабани, Туз Хурмату, Кубад Талабани, КДС, Горран, ИГК, Наджмалдин Омар Карим