Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Масрур Барзани: Несмотря на потери, у курдов есть многообещающее будущее, если они объединятся

Просмотры7540Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2018-01-11
Масрур Барзани: Несмотря на потери, у курдов есть многообещающее будущее, если они объединятся

Референдум выявил ранее существовавший иракский заговор против региона Курдистан, который привел к разрушительным потерям, но курды все еще могут увидеть позитивное будущее, если отбросят политические разногласия и объединятся, считает Масрур Барзани, глава Совета национальной безопасности Курдистана, давший интервью "Rudaw", которое транслировалось в среду вечером.

Объясняя обсуждения, которые продолжались за кулисами в преддверии референдума о независимости Иракского Курдистана, Барзани заявил, что альтернатива референдуму, предложенная США в последнюю минуту, была недостаточной, поскольку она не предполагала никаких обязательств, никаких твердых сроков и никаких соглашений с Багдадом.

"Если кто-то не готов дать обязательство, тогда не следует брать [его] письмо в качестве альтернативы", - сказал Масрур Барзани, который также является старшим членом "Демократической партии Курдистана" (ДПК).
Несмотря на последствия референдума - экономические, территориальные и моральные потери, - как утверждает Барзани, проведение голосования было правильным выбором.

"Мы не совершили преступление", - сказал он, выразив уверенность, что, независимо от того, провел ли бы Курдистан референдум, или нет, "Ирак никогда не собирался принимать факты, установленные курдами на местах".

Что касается потери Киркука, Барзани сказал, что он не думал, что люди могут быть настолько "развращены", чтобы совершить такое предательство. Он сказал, что у иракских сил хватило смелости идти против курдских сил, когда они поняли, что среди курдов есть разобщенность, а некоторые из них даже готовы привести иракцев к курдским границам.

Ссылаясь на насилие и смертельные случаи в спорных районах, начавшиеся  после 16 октября (даты захвата этих территорий иракскими силами), Барзани сказал: "Вина за все это должна быть возложена на власти Багдада и группу предателей", которые разрешили иракским войскам взять Киркук и другие спорные районы.

Однако, перед выборами в Ираке и Курдистане, которые состоятся в этом году, по мнению Масрура Барзани, курды должны быть едины и отстранены от  индивидуальных политических потребностей, и тогда "нас ждет перспективное будущее".

"Rudaw": Референдум по-прежнему является горячей и эффективной темой в Курдистане. Как было принято решение провести его?

Масрур Барзани: Проведение референдума является естественным и законным правом каждой нации. Это право закреплено также в Уставе Организации Объединенных Наций, в котором говорится, что каждая нация имеет право решать свою судьбу. Проведение референдума - это право нации, против которой несправедливость проводилась на протяжении всей истории, особенно с прошлого века до настоящего времени. Это наше право.

Но вопрос в том, когда использовать это право? Давайте не будем слишком много вникать в прошлое. Но если мы начнем с 2003 года, после того, как для Ирака была разработана новая конституция, и мы все ожидали, что эта конституция станет основой для сосуществования всех народов в демократическом и федеральном Ираке. Но, вопреки этим ожиданиям, и тому, чего мы пытались достичь, мы увидели, что конституция нарушается, и национальные права нашего народа в Курдистане отрицаются. Это право не было дано нашему народу. Были предприняты систематические усилия по сокращению роли курдов как реального партнера в управлении Ираком и по отстранению их с позиций власти.

Все дошло до того, что даже бюджет Курдистана постепенно сокращался, пока он не был окончательно и полностью урезан. Никаких усилий, видов или форм признания или отношения к силами пешмерга как к эффективной части системы обороны иракского правительства также не было. Более того, мы видели, как с войсками пешмерга обращались во время войны с ИГИЛ ["Исламским государством" (ИГ)]. Было сопротивление поставкам оружия для пешмерга.

Несоблюдение статьи 140 и нарушение 55 статей конституции заставило нас думать о том, как жить в будущем, не прибегая к войне, чтобы предотвратить повторение бедствий и проблем, которые раньше случались с нашими людьми и нацией, и найти способ полностью решить наши проблемы с Багдадом. Вот почему мы думали, что мы должны узнать мнение наших людей. Это привело к идее проведения референдума.
И это не ново. Г-н Президент [Масуд Барзани] призвал парламент в 2014 году сформировать высокий комитет для проведения референдума и выборов. Затем парламент одобрил эту просьбу, и другие стороны также обсудили ее. В свете невыполнения соглашения и отсутствия готовности иракского правительства предоставить неотъемлемые конституционные права нашему народу мы думали, что мы обязаны были думать об этом [о референдуме].

У нас было два варианта: прибегнуть к войне, не дай Бог, и отвергнуть этот вариант, или найти мир по-другому. Мы думали, что проведение референдума является самым демократическим и гражданским способом передать желания нашего народа Ираку и миру. Основная причина проведения референдума заключалась в том, чтобы выяснить, чего хотят наши люди, как они хотят жить в будущем с правительством, которое на сегодняшний день нарушает их права.

"Rudaw": Некоторые люди и партии говорят, что время проведения референдума было неправильным. Вы выступали "за" на митингах перед референдумом и были одним из тех, кто внутренне стремился к тому, чтобы процесс был успешным. Согласны ли вы с тем, что время было неправильным? Считаете ли вы, что региональные и международные реакции были бы другими, если бы референдум был проведен позднее?

Масрур Барзани: Я думаю, что вопрос о сроках - просто оправдание. Это давно назрело. На протяжении всех этих лет права наших людей были нарушены. Кто-нибудь пришел и сказал, что время для этого было неправильным? Никто не говорил о сроках этих нарушений.

Несмотря на все это, мы очень старались договориться с соседними и другими странами мира, такими как Соединенные Штаты и европейские страны. Мы также несколько раз беседовали с Багдадом. Официальные делегации из Курдистана провели переговоры с этими сторонами. Я был одним из делегатов, которые говорили об этом за границей.

Представители США сказали три вещи. Они никогда не заявляли, что они против права на самоопределение или против проведения референдума. Они только сказали, что они каким-то образом обеспокоены его сроками по трем причинам. Их первой причиной был вопрос о войне против ИГИЛ. Они думали, что проведение референдума может негативно повлиять на войну с ИГИЛ. Во-вторых, что это может повлиять на премьер-министра Абади таким образом, чтобы он не сможет добиться переизбрания. В-третьих: то, что районы, которые были отколоты от Курдистана, могут вызвать больше проблем между иракским федеральным правительством и регионом Курдистан. Именно по этим причинам.

Но мы думали, что эти причины были неудовлетворительными, потому что мы думали, что это не те причины, которые могут сделать невозможным проведение референдума. Что такое референдум? Это голосование, в котором вы консультируетесь с вашим собственным народом, который затем выскажет свое мнение. Но в то время мы не говорили, что мы будем принимать решение на основе его результатов на следующий день. Скорее, мы сказали, что будут возможности для диалога с правительством Ирака.
Мы думали, что курдское руководство должно, по крайней мере, принять решение нации, чтобы руководство не говорило о судьбе нации от имени партии или одного человека. Скорее, мы думали, что у него должно быть мнение нации.

Что касается упомянутых выше трех моментов, мы считаем, что вопрос о войне с ИГИЛ не имеет ничего общего с референдумом. Народ Курдистана решил защитить себя, когда ИГИЛ напало на Курдистан. Это была тяжелая работа и мужество пешмерга, которое помешало ИГИЛ продвигаться вперед. Пешмерга были героями победы над ИГИЛ. Это решение было принято нами, а не Багдадом.

По сути, ИГИЛ возникло в то время и в том месте, где существовали вакуум безопасности, экономики и политики. Причина неудачи политической системы в Ираке - это иракское правительство, которое оставило все оружие ИГИЛ после того, как иракские вооруженные силы потерпели неудачу. Эти факторы укрепили ИГИЛ и позволили ему атаковать Курдистан. Но пешмерга защищались и побеждали ИГИЛ. 

Если мы посмотрим на этот момент таким образом, мы увидим, что решение бороться с ИГИЛ было нашим. Иракское правительство не было причиной этого решения. Таким образом, решение о проведении референдума не повлияет на нашу позицию по противостоянию ИГИЛ сейчас или терроризму в будущем. Вот почему мы думали, что это беспокойство было не верным.

"Rudaw": Почему вы не смогли убедить США?

Масрур Барзани: Позвольте мне обсудить два других вопроса, если можно? Вторая проблема заключалась в переизбрании премьер-министра. Мы думали, что не имеем большого влияния на выборы следующего премьер-министра. Предполагается, что партия, победившая на выборах в Ираке, выдвинет кандидата на пост премьер-министра. В соответствии с нынешней избирательной системой Ирака, правительство Ирака разработало систему, которая является шиитским большинством. То есть мы, курды и сунниты вместе, как меньшинства, не можем быть авторитетом, выдвигающим кандидата на пост премьер-министра. Именно шииты назначат премьер-министра. Это один из факторов. Партия с большинством голосов получит назначение на пост премьер-министра.

Есть еще два фактора. Одним из них является вопрос о религиозной власти в Наджафе, которая должна одобрить и принять решение. Другой фактор не скрыт: фактически, влияние Ирана на принятие политических решений в Ираке очень очевидно. То есть, все эти факторы влияют на этот вопрос. Все они должны согласиться, чтобы премьер-министр был избран. Таким образом, наш референдум не повлиял бы на то, кто станет следующим премьер-министром Ирака. Вот почему мы думали об этом как о слабом пункте, который не мог помешать проведению референдума.

В-третьих, вопрос о спорных областях: мы сказали, что, если присутствие пешмерга в этих районах является проблемой, мы еще не провели референдум, но пешмерга существуют. Почему пешмерга отправилась в эти места в первую очередь? Они пошли туда из-за провала иракского правительства и появления ИГИЛ. Пешмерга отправились в эти места, чтобы не допустить власти ИГИЛ в этих местах. Они победили ИГИЛ в некоторых местах и освободили их. То есть пешмерга отправились туда, чтобы защитить эти места, их людей и территории.

Я никогда не говорил, что присутствие пешмерга в этих местах станет де-факто и будет навязываться будущей системе в Ираке. Точно так же мы не сказали, что референдум будет определять географические границы между регионом Курдистан и федеральным правительством. Скорее, мы сказали, что референдум был направлен на то, чтобы узнать волю жителей Курдистана, как они хотят жить с иракским правительством в будущем. Мы должны решить вопрос о спорных территориях в свете конституции - согласно статье 140. Мы готовы найти подходящие решения для этих мест.

Это был наш ответ на третий пункт, который они упомянули в качестве своей озабоченности по поводу времени проведения референдума. Мы думали, что это неверно, потому что мы не сказали, что собираемся навязать фактическое правило, перерисовать границы или решить судьбу этих мест через референдум. Мы этого не говорили. Мы сказали, что это национальное стремление определить будущие способы управления. Мы действительно думали, что аргумент против референдума и идея о том, что его время было неправильным, были ни чем иным, как оправданием.

"Rudaw": Эти оправдания логичны для зрителей этого интервью. Почему американские чиновники не приняли их?

Масрур Барзани: Я не могу думать от их имени. У них наверняка есть свои интересы, которые можно рассматривать не только с точки зрения Курдистана. У них есть другие вещи, которые следует учитывать. Они в общем смотрят на мир и на весь Ближний Восток. Возможно, у них была другая повестка дня или, возможно, они подумали, что вопрос референдума повлияет на их будущую повестку дня в некоторых отношениях, которые они, возможно, не хотели бы обсуждать с нами. Возможно, были и другие причины. Или Багдад мог убедить США в том, что проведение референдума будет противоречить интересам и стабильности в регионе. Но это необоснованно, и мы это видим. Это показывают результаты действий, а не слов.

"Rudaw": Был ли консенсус между курдским руководством относительно референдума, особенно между ПСК и ДПК?

Масрур Барзани: Конечно.

"Rudaw": Какой?

Масрур Барзани: Не только между ДПК и ПСК, этот вопрос обсуждался между господином Президентом и всеми политическими лидерами и политическими партиями Курдистана. Несмотря на то, что "Горран" и "Комала" в какой-то степени избегали этого вопроса. Но все остальные политические партии, принимавшие участие в заседаниях по этому вопросу, решили это сами. Никто не знал, что референдум состоится 25 сентября до встречи 7 июня - встречи политического руководства, организованной г-ном Президентом. Все стороны приняли решение вместе. Все партии были готовы участвовать в этом предмете гордости -  я считаю, что это повод для нашей национальной гордости – что все стороны хотели быть частью этого референдума.

Другое дело, когда дело доходит до его результатов или реакции народа. Но вначале (я говорю вам это с уверенностью) все стороны были согласны, все были вместе. По этому вопросу был достигнут ясный общественный консенсус.

"Rudaw": Почему было нежелание высказываться у некоторых из этих сторон?

Масрур Барзани: До или после?

"Rudaw": После того, как время приблизилось к референдуму.

Масрур Барзани: Вы знаете, что это зависит от личности людей. Некоторые люди верят в дело, будут поддерживать его с самого начала, а затем возьмут на себя ответственность за его результат. Есть другие люди, которые бегут из центра, ждут возможности, и, в случае успеха, будут требовать своих достижений за счет других людей. Но если, не дай Бог, дело провалится, они скажут, что мне все равно, и будут дистанцироваться. Есть и другие люди, которые публично выступают против. Все это зависит от личности людей.

"Rudaw": Ведется много разговоров об альтернативе референдуму, которая была представлена курдскому руководству некоторыми странами. Некоторые говорили, что это была потерянная возможность. Могла ли эта альтернатива заменить референдум? Багдад поддержал бы эту альтернативу?

Масрур Барзани: Мы много слышали таких разговоров. Факт в том, - и здесь я хочу объяснить это аудитории, чтобы они поняли некоторые детали этой проблемы, - это то, что это был проект, представленный послом США вместе с г-ном Бреттом Макгерком и другими, которые были в контакте с нашими коллегами. Он должен был подготовить проект, чтобы представить его в качестве альтернативы. Эта альтернатива менялась, и все изменялось до тех пор, пока, наконец, за два-три дня до референдума они не принесли проект, а не письмо. Это факт. Они сказали, что это проект, который можно рассматривать как альтернативу. Но когда вы ее рассмотрите, [вы поймете], что эта альтернатива не имеет никаких гарантий. Никаких гарантий, то есть, чтобы Организация Объединенных Наций, Соединенные Штаты или Европа могли навязать это правительству Ирака или повлиять на отношения между Эрбилем и Багдадом, или чтобы эти стороны могли защитить соглашение. Это один момент.

Во-вторых, раньше были переговоры, обещания, были написаны письма и переданы региону Курдистан самими Соединенными Штатами и Европой, но сотрудники [работающие от имени этих стран] поменялись, и поэтому в результате ни одно из обещаний не имело гарантий, никому не принадлежало, и никто не отвечал за [их нарушение], кроме нас.

Итак, на этот раз, когда была представлена альтернатива, о чем она говорила? В ней говорилось: "Вы откладываете референдум на год", а затем "этот период может быть расширен" и что "вы должны вступить в переговоры с правительством г-на Хейдара аль-Абади в рамках Ирака. Если правительство Ирака не согласится на переговоры по доброй воле, мы [страны, представившие альтернативу] тогда воспримем это в качестве определения, что вы имеете право провести референдум".

Она [альтернатива] не предусматривает признания достижение или уважения достижения. В ней даже не упоминается о проведении референдума. В ней оговаривается то, что "вы можете иметь право проводить референдум после этого периода". Референдум является естественным правом. Это сказано в первой главе устава ООН. Это право каждой нации.

Это означает, что никто не имеет права говорить нам, имеем ли мы право на референдум. Альтернатива не содержит никаких обязательств. В ней оговаривается, что если правительство Ирака не согласится по доброй волей, мы тогда скажем, что вы имеете право провести референдум через год или за рамками этого срока. И будет ли [Курдистан] в рамках федерации, или конфедеративной структуры, или что он будет независимым, или примет другую форму? Нет никаких обязательств.
Здесь важно пролить свет на то, что в нем [проекте] говорилось о доброй воле правительства Ирака, о том, что "вы должны вести переговоры в рамках единого Ирака".

Предположим, что референдум не проводился, и начались переговоры. Когда-то с этого момента г-н Абади предстает перед выборами. Это означает, что правительство Ирака столкнется с выборами через несколько месяцев, если они будут проведены. [Абади] победит или нет. Если он проиграет, то наше соглашение было бы сделано с премьер-министром, который проиграл выборы. Это было бы не обязательным соглашением, а "соглашением джентльменов". Это означает, что курды снова потеряют одно из своих прав, и не будет никого, кто признает эту альтернативу, потому что соглашение не является обязательным, это во-первых.

С другой стороны, предположим, что [Абади] избран на второй срок. Он придет и скажет: "Как премьер-министр, я буду использовать все свои усилия для выполнения условий соглашения, но это не входит в мои полномочия в качестве премьер-министра, поскольку вы говорите об изменении границы, говорите о политической системе в Ираке и говорите о независимости и системе конфедерации. Как бы то ни было, это не входит в полномочия премьер-министра, этот вопрос нужно передать в парламент. Парламент должен принять решение. Если парламент согласится, это здорово, если нет, я уже выразил свою добрую волю. Но это не принесло никаких результатов, потому что парламент этого не одобрил".

Мы все знаем, что в парламенте уже давно не существует принцип консенсуса. Он был заменен [системой приоритета] большинства над меньшинством. На нас всегда смотрят как меньшинство в парламенте, и решения, принятые большинством голосов, не в интересах народа Курдистана. Таким образом, парламент, возможно, не одобрил бы соглашение. Г-н Абади сказал бы тогда: "Я показал свою добрую волю".

Соединенные Штаты сказали бы, что он выразил свою добрую волю, но парламент этого не одобрил, и что "это демократический процесс, и поэтому мы не можем сделать ничего более". Или они сказали бы, что конституцию необходимо изменить или заменить. Конституция предусматривает, что если три провинции налагают вето на любое изменение конституции, то изменения будут нулевыми. Мы все знаем, что есть несколько иракских провинций, которые выступают против этого, и наложили бы на это вето. При таком сценарии г-н премьер-министр выразил бы свою добрую волю. Но ни в парламенте, ни в конституции это право курдов не было бы достигнуто. Поэтому это не следует рассматривать как альтернативу.

Некоторые люди хотят использовать это в качестве предлога для укрепления своей нынешней политической позиции или обвинить во всем референдум, но это необоснованно. Это [альтернатива] не было обязательным ни в каком виде, или форме, это не было подписано, это не было документом. Это был проект, который обсуждал эти вещи, и по этим причинам мы попросили тогда, чтобы вместо того, что вы написали, просто скажите, что "мы поддерживаем проведение референдума, если в течение одного, двух лет или другого [срока] они [Ирак] не будут готовы выполнить соглашение".

Если кто-то не готов продемонстрировать обязательство, тогда не следует брать его письмо в качестве альтернативы.

Через сто дней после референдума я спрашиваю, какое решение было правильным - референдум или принятие этого письма?

Определенно проведение референдума было верным потому что, прежде всего, мы не совершали преступления. Наша нация выразила свое мнение, заявила, чего хочет, но не действовала на основании этого. Если бы курды принимали решение против интересов всех других стран и Ирака, и сказали бы: "Мы в одностороннем порядке примем решение о независимости, и мы не готовы вести переговоры с какой-либо стороной относительно его результатов", тогда можно было бы обвинять курдов. Но мы ничего не сделали, мы просто выразили нашу волю. Мы просто сказали, что у нас есть это стремление, и наше стремление основано на важных переговорах с правительством Ирака для решения вопросов и проблем. Поэтому правительство Ирака не хотело идти по этому пути. Как бы то ни было, я не считаю, что когда-либо была лучшая альтернатива референдуму, не сейчас, ни в будущем. 

"Rudaw": Я хочу спросить вас о встрече до 16 октября в Дукане. Публикации о ней в средствах массовой информации вызвали большой интерес. Я хочу, чтобы вы объяснили детали и факты встречи. Почему произошли события в Киркуке после этой встречи?

Масрур Барзани: Мы говорили и выражали наши намерения как до, так и после референдума - что мы хотим провести референдум, чтобы мы могли бы договориться с Багдадом. Багдад по существу не хотел вести переговоры с регионом. Он не хотел этого делать в первую очередь. Или же, каков был референдум? Когда я посетил Багдад и поговорил с г-ном Абади, он сказал: "Почему бы вам не провести публичное голосование, не референдумом, но публичное голосование, которое не будет иметь законной силы". Я не знал, что они так сильно противостоят этому вопросу.
Но было две существенные вещи: они показали, что они не хотят, чтобы мы вступали в переговоры в любом виде или форме, которые позволили бы нам не только воспринимать текущие достижения, но и предпринимать дальнейшие шаги. Они действительно были против нынешних достижений, завоеванных нами.

Я вернусь к вашему вопросу позже. Но в Мосуле, когда произошла битва за Мосул, мы много раз пытались достичь соглашения между нами и правительством Ирака, а также с этническими и религиозными компонентами в администрации Ниневийской провинции под наблюдением Соединенных Штатов в рамках Коалиции, чтобы иметь политическое соглашение наряду с военным планом для решения проблем и задач после поражения ИГИЛ. Никто из них не был готов сделать шаг вперед в этом вопросе, поднятом нами. Все они настаивали на том, что должна быть военная операция, но никто из них не был обеспокоен политическим соглашением. Это было похоже на поднятие красного флага, на котором были написаны намерения правительства Ирака в отношении будущего этого района. Это пункт номер один.

Второе - отсрочка войны в Хавидже. Война за Хавиджу могла быть успешно проведена после Тикрита. Почему они отложили ее? Тогда мы выразили свою озабоченность всем нашим друзьям. Мы сказали, что мы боимся, что Хавиджа была отложена на последний этап и таким образом, чтобы все иракские силы - после освобождения всех районов и поражения ИГИЛ - были развернуты в этих районах с использованием Хавиджи в качестве предлога, но их целью будет  Киркук и спорные районы. И это то, что произошло.

По сути, независимо от того, был ли проведен референдум, Ирак никогда не собирался принимать факты, установленные курдами на местах. Мы старались изо всех сил выражать свое мнение мирным и демократическим путем, но, к сожалению, Ирак прибегнул к использованию силы, оружия и военной силы, чтобы забрать эту территорию у курдов.

Референдум показал этот план. Возможно, он также вынудил Ирак выполнить план раньше запланированного времени. Исходя из этого, когда был проведен референдум, они использовали его в качестве предлога, и силы уже были развернуты в районах с использованием повода Хавиджи. К сожалению, были и другие группы, даже силы "Хашд аш-Шааби" были привлечены и развернуты в некоторых районах Курдистана под предлогом борьбы с ИГИЛ. Все это было похоже на бомбы замедленного действия, которые могли быть взорваны практически в любой день. Была такая угроза.

Мы старались изо всех сил избегать участия в войне, говорить с правительством Ирака и другими странами о том, что мы можем сделать для предотвращения войны между пешмерга и правительством Ирака. Именно поэтому в Дукане 15 октября состоялась встреча между руководством ПСК и ДПК. Некоторые говорили там. Я не упоминаю имена. Но некоторые из людей с их [ПСК] стороны упоминали, что они разговаривали с Ираком, Соединенными Штатами и Соединенным Королевством о формировании базы в качестве координационного комитета - как в случае в Эрбиле, так и в других местах - между Коалицией, правительством Ирака и курдскими силами на базе "К-1". Если бы мы согласились на это, тогда Республиканская бригада, которая ранее была бригадой  [бывшего президента Ирака] Мам Джаляля [Талабани] в Багдаде, была бы  доставлена в некоторые из мест Киркука. Но никто не упоминал о том, что Киркук будет передан правительству Ирака в военном отношении. Даже в связи с этим вопросом мы спросили их: "Вы заключили сделку или это предложение?" Они сказали: "нет, это предложение".

Безусловно, на встрече присутствовал президент Ирака Фуад Масум, а также другой коллега г-н Бафель [Павел Талабани], хотя я не хотел упоминать его имя - и других людей. Г-н Бафель, хотя у него не было какой-либо высокопоставленной официальной позиции в его партии, именно он провел переговоры с этими сторонами вместо ПСК вместе с некоторыми из его родственников. И тогда, когда это произошло, мы считали, что Киркук не принадлежит одной единственной партии. Он не принадлежит ни ПСК, ни ДПК, ни какой-либо другой политической партии. Мы все должны были принять участие в принятии решения в этом отношении. Мы предложили поговорить и с другими партиями.
Пять пунктов, достигнутых на встрече, были опубликованы в средствах массовой информации. Это было содержанием соглашения между ДПК и ПСК от 15 октября.

Но в ту ночь эти люди посетили Рашад, Туз-Хурмату и эти районы, где они встретились с некоторыми руководителями "Хашд аш-Шааби", правительства Ирака и некоторыми официальными лицами Ирана. У них заранее был план о том, как передать Киркук этим силам, которые двигались в Киркук.

Другие люди ПСК, которые имели свои силы на фронте вместе с другими силами Курдистана, теми, кто может иметь принадлежность к ДПК, были размещены на своих оборонительных рубежах. [Эти элементы ПСК], к сожалению, неожиданно внедрили программу, которая привела правительство Ирака и "Хашд аш-Шааби" к оборонительным линиям и пропустила их в Киркук.

На самом деле, эту проблему нельзя свести к минимуму. Это самая большая измена, когда-либо совершенная в современной курдской истории. Именно эта измена продала территорию Курдистана, передала Киркук. Они предложили войскам Ирака возможность атаковать сзади, и были теми, кто первыми и главным образом заставил пешмерга ПСК, которые находились в обороне, стать жертвами. Это также создало ситуацию, которая затронула весь фронт. Силы пешмерга, которым было приказано отступить шаг за шагом, заставили весь фронт потерять свои боевые возможности. Каждый из фронтов оказывал влияние на другой фронт, и поэтому, к сожалению, все оказались в трудном положении, таким образом, что мы не смогли оказать необходимое сопротивление иракскому нападению. На самом деле было удивительно, что мы, возможно, рассчитали все, но ...

"Rudaw": Я собирался спросить вас об этом, как вы не ощутили эти побочные движения?

Масрур Барзани: Фактически мы это почувствовали. Мы также знали, что переговоры ведутся. Были переговоры между этими людьми из ПСК и правительства Ирака. Но мы никогда не верили, что силы пешмерга Курдистана, особенно эти силы ПСК, послушают этих людей. Мы думали, что они будут терпеть, сражаться и предотвращать любую атаку. Несколько храбрых командиров ПСК остались на своих оборонительных линиях, сражались и были убиты - я не имею в виду этих людей.

К сожалению, иногда вещи неверно истолковываются. Когда упоминается ПСК, мы не имеем в виду ПСК. Мы не имеем в виду тех революционных людей ПСК, которые выстояли, чей национальный и революционный дух преобладал. Они не поддержали эту большую измену, совершенную некоторыми людьми не для интереса их политической партии, а для их личных интересов. Они делали это ради материальной выгоды, чтобы украсть и продать нефть Киркука, чтобы взять нефть здесь и там. Действительно, именно они превратили этот вопрос, в то, что  повлияло на общую ситуацию в регионе Курдистан.

Если бы у иракского правительства не было бы этого соглашения с этими людьми, у него не было бы смелости атаковать пешмерга. Мы слышали это, и мы также слышали это от наших друзей, мы также знали, что правительство Ирака не может этого сделать. Пешмерга обладали такой высокой репутацией, что иракское правительство не захотело бы, и у него не хватило бы смелости атаковать пешмерга. Но когда оно поняло, что среди курдов есть такие низкие люди, которые могут предать своих друзей, своих братьев, свою страну, продать свою землю и добиться разрыва, сквозь который иракское правительство может пройти через линии за спины пешмерга, это привело к тому, что иракское правительство развернуло силы и проявило смелость добиться прогресса.

"Rudaw": В Прде, горах Каракуш, Махмуре, Зуммаре и Тель Скофе все иракские атаки были отбыты пешмерга. Почему в Киркуке не было такой защиты?

Масрур Барзани: Как я уже упоминал, мы ожидали, что когда линия обороны будет введена в действие, как это ясно для товарищей, имеющих военные знания, фронты смогут рассчитывать друг на друга. Когда фронт побежден или падает, особенно если совершено предательство, помните, что измена - не просто неудача, а измена - это когда вы показываете спину своего брата, приводите врага за линию фронта. Когда это произошло, это заставило пешмерга задуматься о том, как перегруппироваться для защиты того, что они могут защитить. Пешмерга почувствовали измену, когда это происходило. В противном случае никто в здравом уме никогда не думал, что это произойдет. В то время я не верил, и я до сих пор не верю, что люди могут быть настолько развращены. Это одно.

Во-вторых, оружие, которое Коалиция, особенно Соединенные Штаты, отдала Ираку, попало в руки "Хашд аш-Шааби", и эти силы атаковали пешмерга. Силы, которые США называли своим храбрым партнером за несколько дней до этого, были атакованы американским оружием и стали гибнуть от танков "Абрамс" - этих вещей не ждали.

Никто не верил, что мир будет безразличен. Не ждали, что люди Курдистана тоже будут молчать об этой большой измене. Если кто-то совершил измену, а они это сделали, это показывает, как они развращены ...

"Rudaw": Чего вы ожидали от людей?

Масрур Барзани: Люди, как национальный суд, должны были решить судьбу таких людей, которые совершили измену против народа и Родины.

"Rudaw": Вопрос о президенте встал в центр внимания после 16 октября. Я хочу услышать ваше понимание проблемы?

Масрур Барзани: Вопрос о президентстве имеет небольшую предысторию. Если мы вернемся к времени 2013 года, когда срок [действующего] Президента был близок к истечению, я был с господином Президентом. Мы были в Париже. В то время с нами были г-н Имад Ахмад [из ПСК] и д-р Фуад. У нас была встреча с президентом Франции. Там этот вопрос обсуждался по телефону [с ПСК], и в то время делегации ДПК и ПСК обсуждали этот вопрос.

Есть факт, который должен быть здесь четко изложен. В Сулеймании было большое соперничество между ПСК и "Горран". ПСК опасался, что не может победить на выборах. Они предпринимали почти все усилия, чтобы отложить выборы, но не хотели, чтобы стало известно, что выборы были отложены по просьбе ПСК. Они хотели заключить сделку с ДПК, чтобы отложить выборы, и в рамках этой программы продлить срок Президента на два года.

К сожалению, теперь они говорят об этом, как будто они подарили это ДПК или г-ну Президенту, что они продлили его [полномочия] на два года. Бог знает, что это они сами хотели отложить выборы. Это не следует рассматривать как подарок, потому что г-н Президент в первую очередь не хотел, чтобы для него было продлено президентство. Он также сказал в то время: "Я не хочу этого. Я не хочу, чтобы мой срок продлевался, а избирательный закон был изменен. Пусть пройдут выборы, а затем тот, кто завоевал доверие народа, займет место президента".

Даже когда между ДПК и ПСК была заключена сделка о продлении срока полномочий президента на два года, а выборы были отложены, и когда решение было отправлено г-ну Президенту из парламента, он не подписал его, а отправил обратно на парламент. Тогда это стало законом, поскольку, если отправлено обратно в парламент, и парламент не возражает против него, это становится законом. Это продлевало срок президентства в течение двух лет.

Второй раз [срок был расширен], когда мы вступили в войну против ИГИЛ. Когда началась война с ИГИЛ, как главнокомандующий вооруженными силами Курдистана, г-н Президент был на переднем крае войны. Он реорганизовал силы пешмерга. Он вел борьбу с ИГИЛ. Он руководил фронтом против ИГИЛ. Тогда Совет Шуры решил, что президентство может продолжаться до проведения выборов. Больше никого не было, и выборы тоже не проводились. Ни один человек не мог взять на себя пост президента. Можно было оставить вакантную должность. Это был вызов. Это был вызов для выживания Курдистана в жестокой атаке террористов. Господин Президент выступил как пешмерга. Он защищал землю и страну на передовой вместе с пешмерга. Я был свидетелем этого много раз. Он выполнил свой долг.

Господин Президент не нуждался в этой должности, и не нуждался в этом месте. Но те, кто стремился занять его место, всегда ставили ему это в упрек, потому что хотели занять это место сами. Они хотели занять это место. Вот почему они сделали то, что сделали. Другими словами, история г-на Президента, борьба г-на Президента, прошлое г-на Президента, достижения г-на Президента сделали Президента национальным символом. Это история не о том, что он мог бы занимать позицию в правительстве и держать власть четыре, восемь, двенадцать лет, а затем, после ухода, потерять свою роль. Роль г-на Президента не закончится после этого, поскольку не с этого началась. Он Президент Истории. Он нам нужен, в отличие от того, которому нужно это место.

Когда вновь настало время продлить срок президентства во второй раз, г-н Президент сказал: "Я не готов ни под каким видом и ни в какой форме к продлению срока президентства, или к внесению поправок в закон". Но случилось так, что срок президентства и референдум совпали. Но Президент этого не допустил, потому что он дал обещание самому себе и народу, что он откажется от своих полномочий мирным путем, что он уйдет к следующим выборам и мы все примем, за какую правительственную систему проголосует следующий парламент.

"Rudaw": Референдум жителей Курдистана поднял национальные чувства и волю народа Курдистана до самого пика. Люди Курдистана сплотились вокруг вопроса независимости. Региональные и международные условия теперь требуют объединения курдов. Какие планы помогут курдам продолжить идти вперед и предотвратить неудачи, когда дело идет о стратегическом праве, за которое курды так много пожертвовали?

Масрур Барзани: Мы все считаем, что единство и единодушие страны является гарантом нашего успеха. Я уже сказал это: чтобы быть независимым, мы должны принадлежать нам самим, а не другим партиям. Мы не должны подчиняться другим или продавать города или эту страну из-за наших собственных интересов. Было единство, но оно стало разобщенностью. В политике было единство, в деятельности пешмерга и в защите страны. Пешмерга воевали против ИГИЛ все эти годы. Они погибали на одних и тех же фронтах, независимо от их политических убеждений. Это было единство, которое было утрачено после измены, совершенной 16 октября.

Но это не должно стать препятствием. Образованные люди, - а я думаю, что большинство людей в Курдистане имеют понимание и осознание для того, чтобы пройти этот этап, - должны защищать вопрос о единстве и единодушии между политическими партиями. И я надеюсь, что политики смогут понять, что они могут достичь большего благодаря единству и единодушию. Они могут защитить этот опыт и достижения. Надеюсь, мы поймем все наши цели в будущем.

"Rudaw": Сейчас процесс арабизации вступил в серьезные стадии в Киркуке, и Туз-Хурмату, и в других областях. Какое влияние он окажет на отсутствие консенсуса между сторонами в регионе Курдистан?

Масрур Барзани: К сожалению, сейчас спорные территории являются оккупированными территориями, потому что иракское правительство не стремилось реализовать статью 140 и не позволяло нам совместно управлять территориями. Они пришли и хотели управлять этими местами военным путем. Были бои, и люди погибли. Они нападали и совершали преступления. Они сжигали дома и выгоняли людей. Вина за все это должна быть возложена на власти Багдада и на группу предателей 16 октября, поскольку это будет крайне негативно влиять на эти территорий. Это недопустимо. Как мы уже заявляли ранее, мы готовы решать проблемы между КРГ [Региональным правительством Курдистана] и Ираком в соответствии с конституцией и принципами. Однако эти территории были захвачены и процесс арабизации продолжается.

"Rudaw": Назначение нового губернатора в Киркуке стало спорным вопросом между сторонами, даже между ПСК и ДПК. Как бы вы его разрешили?

Масрур Барзани: Послушайте, город был взят силой, так как бы вы одобрили эту ситуацию, когда вы стали жертвой? Для нас Киркук - оккупированный город, и мы не одобряем "реальность", которую Ирак хочет навязать. Курды стали перемещенными лицами. Они ежедневно разрушают дома курдских граждан. Они нападают на них.

Теперь, если они будут действовать так, как будто ничего из этого не произошло, и не избрали нового губернатора, мы не одобрим реальность, которая противоречит интересам наших людей. В Киркуке есть избранный губернатор, который лишен легитимности. Если они приведут другого силой, как они будут иметь легитимность?

"Rudaw": В этом году ожидается несколько событий - переговоры между Эрбилем и Багдадом, выборы в Курдистане и Ираке. Каким вы видите будущее курдов в Ираке?

Масрур Барзани: Посмотрите на иракское правительство. Оно сумело вызвало кризис в прошлом и использовало его в качестве предлога для вмешательства в дела Курдистана. Экономический кризис, проблемы безопасности и другие проблемы после нападения на регион Курдистан, и расстройство государства являются частью того же плана, который может вызвать проблемы и углубить кризисы. Таковы планы иракского правительства.

Но посмотрите, что они сделали. Они воспользовались некоторыми наивными политиками в Курдистане. И снова они винят КРГ и курдских людей в кризисах. Однако главным виновником является иракское правительство. Они воспользовались наивными людьми, которые будут танцевать под их мелодии. Ирак не сможет решить все это. Другие предыдущие режимы не могли спокойно управлять страной, нападая, устраняя, маргинализируя и не признавая права людей. Теперь мы думаем, что, если курды единодушно выступят на предстоящих выборах, они смогут сыграть более эффективную роль в определении будущей политики правительства Ирака.  

"Rudaw": Согласны ли вы с тем, что на выборах 12 мая 2018 года все курдские партии должны участвовать единым списком?

Масрур Барзани: Я лично говорю, что если все стороны соберутся вместе, если они будут объединены, я уверен, что курды будут сильнее, чем если бы каждый из них вел переговоры с Багдадом отдельно.

"Rudaw": Можно ли провести выборы в Курдистане в апреле или за месяц до выборов в Ираке?

Масрур Барзани: Почему нет? На самом деле это необходимо, потому что мы хотели бы показать, что регион Курдистан находится на переднем крае построения демократии. Выборы - один из принципов демократии. Почему мы не хотим участвовать в выборах? Возможно, это потому, что партия не хочет участвовать по какой-либо причине или не чувствует себя способной или не доверяет своим возможностям участвовать. Это нормально. Но, как право и необходимость, мы считаем, что курды демонстрируют свою истинную ценность, что они привержены принципам демократии и выборов. Это также решит проблему некоторых групп, которые требуют переходного правительства. Каждая сторона будет знать свой статус. Правительство, которому доверяют люди, намного сильнее, чем политическое соглашение, достигнутое несколькими партиями.

"Rudaw": Какова уверенность в том, что после 16 октября международное сообщество сможет гарантировать существование региона Курдистан?

Масрур Барзани: Теперь все стороны, с которыми мы говорим, нуждаются в более сильном регионе Курдистан в Ираке. Теперь мы хотим, чтобы Ирак следовал конституции. Если бы они не переопределили права наших людей, мы бы не пошли на референдум. Но это было не так. Поэтому мы были обязаны. Мы должны быть уверены в том, что международное сообщество будет защищать право нашего народа, которое защитит нас от наступления иракского режима и соседей. Страны заявили, что регион Курдистан является успешным примером, и он должен продолжать [развиваться]. Они также поддержат его. Так что это зависит от нас. Как один народ, мы должны быть едиными и гармоничными. Мы думаем об общих интересах наших людей, а не как личности или партии. Если мы это сделаем, я думаю, что нас ждет перспективное будущее.

"Rudaw": Какие шаги вы предприняли для достижения понимания между сторонами КРГ?

Масрур Барзани: Делается много усилий. Существует дискуссия между руководством всех партий. Я думаю, что все поняли, что они не смогут добиться успеха в одиночку. Мы должны оставаться едиными. Я надеюсь, что стороны, которые хотят благополучия страны и народа, готовы забыть об их индивидуальных интересах. Хотелось бы надеяться, что, как я уже упоминал, партии соберутся в одно политическое образование и будут действовать в согласии. Тогда будет многообещающее будущее.

"Rudaw": Каково ваше предположение о будущем политического кризиса?

Масрур Барзани: Я думаю, что это временно. Он пройдет. Политические и экономические кризисы связаны между собой. Но если есть эффективное политическое решение проблем, экономическая ситуация может также улучшиться. Это, в свою очередь, поможет политическому процессу добиться успеха в регионе Курдистан.

Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, СБ Курдистана, Масрур Барзани, ДПК, ПСК, Независимость Курдистана, референдум, Ирак

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Премьер-министр Ирака принял делегацию Германии

2024-03-19 Kurdistan.Ru
Премьер-министр Ирака принял делегацию Германии

Премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани 18 марта встретился с немецкой делегацией во главе с заместителем министра иностранных дел Тобиасом Линднером, чтобы обсудить прогресс на пути к завершению присутствия возглавляемой США Международной коалиции в

Миннефти Ирака планирует сократить экспорт нефти до 3,3 тыс. баррелей в сутки

2024-03-19 tass.ru
Миннефти Ирака планирует сократить экспорт нефти до 3,3 тыс. баррелей в сутки

Министерство нефти Ирака планирует в ближайшие месяцы сократить экспорт нефти до 3,3 тыс. баррелей в сутки. Соответствующее заявление опубликовано на сайте ведомства...

Премьер-министр Барзани призывает к глобальному преследованию преступников ИГ

2024-03-19 Kurdistan.Ru
Премьер-министр Барзани призывает к глобальному преследованию преступников ИГ

Премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани подчеркнул важность продолжающихся международных усилий по привлечению к ответственности преступников "Исламского государства" (ИГ)...

Эрдоган подтвердил планы провести летом контртеррористические операции в Ираке и Сирии

2024-03-19 tass.ru
Эрдоган подтвердил планы провести летом контртеррористические операции в Ираке и Сирии

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что летом республика возьмет под контроль всю линию границы с Ираком и завершит работу в сфере антитеррора в Сирии...

"Коммунистическая партия Ирака" призывает к справедливому этническому представительству в парламенте Курдистана

2024-03-19 Kurdistan.Ru
"Коммунистическая партия Ирака" призывает к справедливому этническому представительству в парламенте Курдистана

"Коммунистическая партия Ирака" призвала найти решение по постановлению Федерального суда об отмене 11 мест, зарезервированных для этнических и религиозных общин в парламенте Регионального правительства Курдистана (КРГ)...

Туркменские политические партии присоединились к ДПК в бойкоте выборов

2024-03-19 Kurdistan.Ru
Туркменские политические партии присоединились к ДПК в бойкоте выборов

Десять туркменских политических партий объявили о своем решении не участвовать в парламентских выборах Курдистана, повторяя позицию "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

ДПК не будет участвовать в недемократических, неконституционных выборах

2024-03-18 Kurdistan.Ru
ДПК не будет участвовать в недемократических, неконституционных выборах

Правящая "Демократическая партия Курдистана" (ДПК) 18 марта заявила, что не будет принимать участие в выборах, проводимых навязанной системой, противоречащей воле народа, имея в виду предстоящие парламентские выборы в Курдистане...

Судани призывает МАГАТЭ поддержать ядерную энергетику Ирака

2024-03-18 Kurdistan.Ru
Судани призывает МАГАТЭ поддержать ядерную энергетику Ирака

Премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани 18 марта встретился с генеральным директором Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэлем Гросси, чтобы добиться поддержки Агентства в установке ядерных реакторов для мирных целей...

Курды создают Центр курдской диаспоры в Берлине

2024-03-18 Kurdistan.Ru
Курды создают Центр курдской диаспоры в Берлине

Курдская община в Берлине открыла Центр курдской диаспоры, чтобы способствовать единству и защите интересов курдов, рассеянных по всей Европе. Эта знаковая инициатива, инициированная штаб-квартирой Барзани, направлена на активизацию курдов со всех уголков

Премьер-министр Барзани и иракская делегация обсудили финансовые реформы КРГ

2024-03-18 Kurdistan.Ru
Премьер-министр Барзани и иракская делегация обсудили финансовые реформы КРГ

Премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани в воскресенье, 17 марта, принял делегацию "Банка Багдада" и "Иорданско-Кувейтского банка", рассказав о текущих реформах Регионального правительства Курдистана (КРГ)...

Глава МИД Сирии назвал санкции Запада основной причиной страданий сирийцев

2024-03-18 tass.ru
Глава МИД Сирии назвал санкции Запада основной причиной страданий сирийцев

Правительство Сирии прикладывает усилия по улучшению гуманитарной ситуации и налаживанию процесса послевоенной реконструкции. Об этом, как сообщило агентство SANA, заявил министр иностранных дел арабской республики...

"Иракский туркменский фронт" примет участие в выборах в Курдистане

2024-03-18 Kurdistan.Ru
"Иракский туркменский фронт" примет участие в выборах в Курдистане

В отличие от позиций других партий меньшинства, "Иракский туркменский фронт" 17 марта объявил о своем намерении присоединиться к предстоящим парламентским выборам в Иракском Курдистане...

Соратник Эрдогана прокомментировал его слова о последних выборах

2024-03-17 ria.ru
Соратник Эрдогана прокомментировал его слова о последних выборах

Лидер турецкой Партии Националистического движения (MHP) Девлет Бахчели призвал своего соратника – действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана не уходить из политики после заявления о том, что предстоящие выборы в местные органы самоуправления

Власти завершают работу над мостом через озеро Рания

2024-03-17 Kurdistan.Ru
Власти завершают работу над мостом через озеро Рания

Региональное правительство Курдистана (КРГ) 17 марта объявило о завершении проекта моста через озеро Рания — стратегической инфраструктурной инициативы, направленной на укрепление региональных связей...

В Сулеймании убит иранский курдский активист

2024-03-17 Kurdistan.Ru
В Сулеймании убит иранский курдский активист

Курдский политический активист и член сил пешмерга партии "Комала" Иранского Курдистана был убит в провинции Сулеймания Иракского Курдистана...

"Хезболла" заявила Ирану, что будет сражаться в одиночку в войне с Израилем

2024-03-17 rg.ru
"Хезболла" заявила Ирану, что будет сражаться в одиночку в войне с Израилем

"Хезболла" заявила Ирану, что будет сражаться в одиночку в любой войне с Израилем. Об этом был проинформирован Исмаил Каани, глава иранского спецподразделения "Кудс" корпуса стражей исламской революции (КСИР), который посетил Бейрут в феврале...

Турция и Ирак договорились создать совместный комитет по антитеррору

2024-03-17 tass.ru

Турция и Ирак по итогам прошедшего в Багдаде совещания по безопасности приняли решение создать несколько совместных комитетов, в том числе по вопросам борьбы с терроризмом. Об этом говорится в распространенном турецким МИД итоговом коммюнике...

Компоненты Курдистана призывают к международной поддержке из-за решения иракского суда

2024-03-17 Kurdistan.Ru
Компоненты Курдистана призывают к международной поддержке из-за решения иракского суда

Представители халдейской, ассирийской и армянской общин 16 марта призвали международное сообщество отреагировать на недавнее решение Верховного федерального суда Ирака о квотах мест в парламенте Курдистана...

Премьер-министр Ирака выступил в 36-ю годовщину геноцида в Халабдже

2024-03-17 Kurdistan.Ru
Премьер-министр Ирака выступил в 36-ю годовщину геноцида в Халабдже

Премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани отметил 36-ю годовщину трагедии в Халабдже, почтив память жертв геноцида. Выступая, он подчеркнул непреходящую память об этом злодеянии бывшего режима Баас по отношению к курдскому народу...

Иностранные миссии почтили память жертв химической атаки в Халабдже

2024-03-17 Kurdistan.Ru
Иностранные миссии почтили память жертв химической атаки в Халабдже

Посольства, консульства и дипломатические представительства различных стран в Иракском Курдистане почтили память жертв химической атаки в Халабдже в 36-ю годовщину трагедии, совершенной свергнутым режимом Ирака...

Курдские лидеры требуют справедливости и компенсаций жертвам Халабджи

2024-03-17 Kurdistan.Ru
Курдские лидеры требуют справедливости и компенсаций жертвам Халабджи

В 36-ю годовщину химической атаки на Халабджу курдские лидеры вновь потребовали справедливости и компенсации жертвам прошлых злодеяний, совершенных против курдского народа...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика