На фото: Кард из фильма "Сапер": Фахир Бервари в окружении обезвреженных им самодельных мин.
Прогуливаясь по улицам Дохука, расположенного на севере Ирака, вы можете увидеть одно и то же лицо, пристально разглядывающее вас. Загадочный портрет отважного мужчины с квадратной челюстью - обычное зрелище за прилавками магазинов и киосков в этом городе, что находится в нескольких минутах езды к северу от Мосула, в Иракском Курдистане.
На фото: Портрет Фахира Бервари за стойкой магазина в Дохуке, Ирак.
Каждый в Дохуке слышал о человеке, известном как "сумасшедший Фахир". Больше десяти лет он рисковал жизнью, чтобы обеспечить безопасность других людей; местный герой, который обезвреживал наземные мины только ножом, кусачками и своей сообразительностью.
Теперь его история рассказана в новом полнометражном документальном фильме, который был представлен как реальная версия получившей "Оскар" картины Кэтрин Бигелоу "Повелитель бури".
После вторжения в Ирак в 2003 году Фахир Бервари впервые поучаствовал в разминировании в качестве солдата вместе с коалицией, возглавляемой американцами. Он рисковал жизнью в течение многих лет в Мосуле и его округе, пережив близкие взрывы и потерю правой ноги от мины в 2008 году. Надев протез, Бервари вернулся в курдские войска пешмерга в звании полковника, чтобы обезвреживать ловушки, оставленные отступающими боевиками ИГИЛ.
Неизвестно, сколько именно мин успешно нейтрализовал полковник, но, как полагают, их количество исчисляется тысячами. Тем не менее, в ноябре 2014 года Бервари заплатил максимальную цену, когда погиб во время взрыва, очищая дом от мин.
Каждая глава этой удивительной истории, вплоть до ее сокрушительного завершения, была запечатлена на камеру. Без ведома семьи полковника, часы съемки были записаны его коллегами и спрятаны Бервари на DVD-дисках в потрепанном старом портфеле. Через три года после его смерти портфель был обнаружен сыном Бервари, Абдуллой.
Эти тайные записи, запечатлевшие события с 2003 по 2008 год, в сочетании с видеороликом 2014 года, составляют основу "Сапера" - совместной работы Хогира Хирори, родившегося в Дохуке, но теперь живущим в Швеции, и курдского режиссера Шинвара Камаля.
Пропитанный невыносимой напряженностью и наполненный крайним насилием, фильм включен в список последних удостоенных наградами документальных фильмов, наравне с "Белыми касками" и "Негде спрятаться", отражающих конфликты в Ираке и Сирии.
Перед показом в Великобритании "CNN" обсудила с Хирори невообразимое мужество Бервари и трудный путь фильма на экраны.
Следующий разговор состоялся через переводчика и был отредактирован для большей ясности.
"CNN": С чего для Вас начался этот документальный фильм?
Хогир Хирори: В 2014 году ИГИЛ атаковало районы Иракского Курдистана. Я снимал там еще один документальный фильм и случайно увидел Фахира. Я знал о нем, в нашем районе его изображали местным героем. Я подошел к нему и спросил о съемках фильма. Он ответил: "Нет, извините, Вы не можете. Послушайте мой совет: поезжайте домой в Швецию, где безопасно, и оставайтесь там". Но затем, когда мы разговорились, Фахир сказал: "Ну, на самом деле, есть парень, который недавно начал снимать фильм обо мне, его зовут Шинвар Камаль. Если Вы хотите что-то сделать, идите и обсудите с ним, потому что мы не можем позволить двум командам бегать и снимать разные фильмы. Это слишком опасно".
"CNN": Что Вы помните о смерти полковника Бервари?
Хогир Хирори: Фахир погиб через три месяца после нашей встречи. Я был в Швеции; я включил свой телефон, и вся моя лента в Facebook была заполнена фотографиями Фахира. Я понял, что это не хорошо. Я немедленно позвонил Шинвару, чтобы спросить о произошедшем и узнать, все ли с ними в порядке. Он и его команда были снаружи здания (они занимались разминированием), но те, кто снимал внутри здания - Фахир и два его помощника - погибли при взрыве. После его смерти весь процесс создания фильма усложнился. Продолжительная история была прервана.
На фото: Бервари во время войны в Ираке. Именно американские войска окрестили его "Сумасшедшим Фахиром" за его отношение к разминированию.
"CNN": Когда были обнаружены архивные записи? И в каком состоянии они находились?
Хогир Хирори: Большинство было найдено в 2017 году, спустя три года после его смерти. Материал снят исключительно любителями. Одним из людей, ответственных за съемку, был водитель Фахира - он все еще немного шокирован, что его видео появится в фильме. Кадры не были датированы; в них не было никакой логики. Много работы и времени было потрачено на то, чтобы поговорить с коллегами и друзьями Фахира, собрать воедино всю головоломку и разобраться в ней. Процесс не был четким - вот почему он закончился тем, что мы создали 78 версий фильма, прежде чем добрались до окончательного монтажа.
"CNN": По какой причине полковник снимал свою работу?
Хогир Хирори: Фахир и его команда хотели задокументировать то, что они делали, чтобы продемонстрировать всем остальным свою работу и достижения. У съемок была и другая цель: показать, из чего состоят мины, как они создаются, как их устанавливают и как нейтрализуют, чтобы другие команды могли извлечь из этого уроки. Но через некоторое время съемка просто стала частью их повседневной жизни. У них всегда была с собой камера.
"CNN": Почему Бервари не имел защитного снаряжения, которое используют другие саперы?
Хогир Хирори: Оно было доступно специально подготовленным и обученным минным группам, но это всегда делало процесс намного более сложным и трудоемким. Группа специалистов по разминированию могла обезвреживать одну мину в течение целого дня, а затем отправиться домой к своим семьям. Фахир ликвидировал по 100 мин в день. В сцене, где он нейтрализует свою первую мину, американцы спрашивают: "Что этот парень делает?". Они ждали команду специалистов по разминированию около двух часов, но она никак не появлялась, или ей потребовалось слишком много времени, чтобы прибыть. Фахир расстроился и подумал, что мина может взорваться в любой момент. Он подошел к ней, перерезал провода и сказал: "Хорошо, все готово".
"CNN": Можете ли вы назвать количество мин, нейтрализованных Фахиром?
Хогир Хирори: В течение первого года в Мосуле они насчитали около 600 мин, а потом просто потеряли счет. Фахир продолжал работать и действовать, и никто за этим не следил. Во время наступления ИГИЛ в 2014 году цифра циркулировала в районе 3000-4000 мин за трехмесячный период. В одной сцене, когда они складывают мины в грузовик, они подсчитывают их и говорят: "1050 мин" - это после трех недель разминирования.
"CNN": В фильме присутствует демонстрация разрушительного воздействия взрывов. Было ли трудно решить, что показывать и что - возможно, это более важно – не показывать?
Хогир Хирори: На самом деле, материал очень цензурирован и тщательно подобран. Если бы мы показали все архивы, то никто не смог бы взглянуть на них, даже на пару секунд. Повсюду летали части тел, и люди все время страдали.Инцидент, когда Фахир теряет ногу - очень важная часть личности Фахира и его истории - мы просто обязаны были включить её. Но даже эта сцена была вырезана. Худшая часть, когда они вошли в фургон с Фахиром, потерявшим ногу, стала даже более наглядной.
"CNN": Можете ли Вы объяснить его наследие людям, которые не знакомы с этой историей?
Хогир Хирори: В его родном городе нет никого, кто не знает о Фахире. Но наследие, которое оставил Фахир, заключается в том, что он никогда не проводил различия между людьми по расе или происхождению, является ли кто-то бедным или богатым, курдом или арабом. Они все были просто людьми. Он занимался этим, чтобы помогать другим, и он хотел бы, чтобы его дело продолжалось.
"CNN": Что Вы хотите, чтобы зрители вынесли из этого фильма?
Хогир Хирори: Больше любви и меньше ненависти. Я хотел показать, насколько опасна ситуация с минами и сколько их на самом деле. А еще - вдохновиться человеком, которым был Фахир... что можно помогать другим людям и что-то делать в ужасной ситуации. Я также хотел показать реальную ситуацию, почему люди покидают эти районы и приезжают в Европу. Дело не в том, что они хотят роскошной жизни или желают выгоды. Они пытаются спастись из действительно очень страшных ситуаций, из-за которых они вынуждены бежать.
Показ фильма "Сапер" в кинотеатрах Великобритании начался 27 апреля.
Смотреть презентацию фильма "Сапер" на YouTube
Перевод: Екатерина Филюкова
Оригинал: https://edition.cnn.com/2018/04/26/middleeast/the-deminer-fakhir-berwari-documentary/index.html
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Дохук, Фахир Бервари, пешмерга, Курдистан, Исламское Государство, Хогир Хирори, Шинвар Камаль