Сегодня первая годовщина сдачи иракским войскам Киркука, которая была совершена фракцией в партии "Патриотический союз Курдистана" (ПСК), заключившей секретное соглашение с властями в Багдаде и позволившей про-иранским ополченцам "Хашд аш-Шааби" захватить город.
Ночью в понедельник, 15 октября 2018 года, курдское население Киркука покрыло городские стены баннерами, обвиняющими предателей во все более ухудшающейся ситуации в спорной курдской провинции.
На них надписи: "Измена 16 октября возобновила боль Анфаля и Халабджи", "Народ Киркука никогда не простит изменников 16 октября".
Что произошло в прошлом году?
16 октября 2017 года про-иранские боевики "Хашд аль-Шааби" вместе с иракской армией после заключения соглашения с группой в ПСК атаковали позиции курдских сил пешмерга в Киркуке, Туз-Хурмату и Ханакине, чтобы вытеснить пешмерга из спорных территорий. Этот шаг был возмездием за успешный референдум о независимости Курдистана, проведенный несколькими неделями ранее. Операция привела к убийству и ранению сотен гражданских лиц, а также перемещению более 200 000 курдов.
В катастрофе была обвинена фракция в ПСК, возглавляемая Бафелем (Павлом) Талабани, Лахуром Джанги и другими. На следующий день Джафар Шейх Мустафа, командующий подразделением пешмерга ПСК из 50 человек, который также является членом политбюро ПСК, заявил, что небольшая группа из его партии "несет ответственность за измену", и подчеркнул, что покойный генеральный секретарь ПСК Джаляль Талабани назвал бы эту группу "предателями", если бы был жив в тот день.
"Эти незрелые люди в ПСК несут ответственность за катастрофу в Киркуке и Туз-Хурмату", - сказал заместитель Генерального секретаря ПСК Косрат Расул 18 октября 2017 года.
Арас Джанги, брат Лахура Джанги и одна из ключевых фигур, ответственных за падение Киркука, тем не менее защищал решение своей фракции. В то время как курды бежали из Киркука, опасаясь массовых задержаний со стороны "Хашд аш-Шааби", он неоднократно появлялся в телевизионных интервью, и описывал ситуацию в Киркуке как "абсолютно безопасную".
С другой стороны, Бафел Талабани дал интервью, показав документ, подтверждающий, что "38 чиновников" из ПСК подписали секретное соглашение с Багдадом, чтобы разрешить "Хашд аш-Шааби" занять Киркук, но отрицая, очевидный факт измены. Позже некоторые из чиновников, указанных в списке, отрицали, что подписали документ.
Прошел год. Киркук и другие спорные территории находятся под полным контролем "Хашд аш-Шааби" и армии Ирака. Сотни курдских чиновников уволены с руководящих постов. Сотни курдских семей остаются перемещенными. Курдские дома и собственность передаются арабам. Полным ходом идет процесс арабизации спорных курдских районов, начатый еще диктатором Саддамом Хусейном.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, Киркук, Ирак, армия Ирака, Иран, Хашд аш-Шааби, ПСК, пешмерга, Туз Хурмату, Ханакин, референдум, Независимость Курдистана, Павел Талабани, Лахур Джанги, Лахур Талабани, Арас Джанги, Джаляль Талабани, Шейх Джафар Мустафа, Косрат Расул, арабизация, Саддам Хусейн