16 октября исполняется три года с даты сдачи спорного иракского курдского города Киркук. Это произошло в результате заключения секретного соглашения между группой внутри партии "Патриотический союз Курдистана" (ПСК) и властями Багдада, которое позволило поддерживаемым Ираном ополченцам "Хашд аль-Шааби" захватить город и вытеснить курдские силы пешмерга.
Что тогда произошло?
16 октября 2017 года проиранские ополченцы "Хашд аш-Шааби" вместе с иракской армией после закулисного соглашения с группой из ПСК атаковали позиции пешмерга в Киркуке, Туз-Хурмату и Ханакине, чтобы вытеснить их из спорных курдских территорий.
Этот шаг стал ответом Багдада на исторический референдум о независимости Курдистана, состоявшийся несколькими неделями ранее. В результате были убиты и ранены сотни мирных жителей, более 200 000 курдов были перемещены из этих районов.
Виновной в катастрофе была признана фракция в ПСК во главе с Бафелем (Павлом) Талабани, Лахуром Джанги и несколькими другими. Днем позже Джафар Шейх Мустафа, в то время командующий отрядом сил пешмерга ПСК, который также является членом политбюро ПСК и в настоящее время является вице-президентом Курдистана, сообщил, что небольшая группа из его партии "несет ответственность за измену".
Он заявил, что покойный Генеральный секретарь ПСК Джаляль Талабани наказал бы этих "предателей", если бы был жив.
"Эти незрелые люди из ПСК несут ответственность за катастрофу в Киркуке и Туз-Хурмату", - заявил 18 октября 2017 года Косрат Расул, тогдашний заместитель генерального секретаря ПСК.
Однако Арас Джанги, брат Лахура Джанги и одна из ключевых фигур, ответственных за падение Киркука, с самого начала защищал происходящее. Он неоднократно появлялся в телеинтервью, описывая ситуацию в Киркуке как "абсолютно безопасную", в то время как местные курды бежали из Киркука, опасаясь массовых репрессий со стороны "Хашд аль-Шааби".
Позже в ходе своего интервью Бафель Талабани продемонстрировал документ, подтверждающий, что "38 официальных лиц" ПСК подписали секретное соглашение с Багдадом о разрешении входа "Хашд аль-Шааби" в Киркук. Однако позже некоторые чиновники из тех, чьи имена фигурировали в списке, отрицали, что когда-либо подписывали такой документ.
Прошло три года, и Киркук находится под полным контролем "Хашд аш-Шааби". За это время с руководящих постов в провинции были уволены сотни курдских чиновников, большое количество местных жителей все еще остаются перемещенными. Сотни курдских деревень Киркука находятся под угрозой арабизации, которая поддерживается назначенным Багдадом губернатором и новой администрацией курдской провинции.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Киркук, ПСК, Хашд аш-Шааби, армия Ирака, Туз Хурмату, Ханакин, пешмерга, курды, беженцы, Павел Талабани, Лахур Джанги, Шейх Джафар Мустафа, Джаляль Талабани, Косрат Расул, Арас Джанги, арабизация