Премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани, выступая 16 ноября в Дохуке на "Ближневосточном форуме мира и безопасности", организованном Американским университетом Курдистана, затронул несколько критических вопросов, включая реформы внутри страны, партнерство с Багдадом и международное вмешательство в ситуацию на Ближнем Востоке, а также текущий кризис мигрантов на границе Беларуси и Польши.
Курдские мигранты застряли на границе с Восточной Европой
Премьер-министр Масрур Барзани выразил глубокую озабоченность по поводу благополучия большого количества жителей Курдистана, находящихся среди тысяч мигрантов, застрявших на границе между Беларусью и Польшей, заявив, что эти люди подверглись эксплуатации со стороны ряда туристических агентств, торговцев людьми и политических игроков за пределами Курдистана, в том числе в Беларуси.
"Эти люди не покидали этот регион из-за какого-либо давления, их не преследовали по закону, и у них не было никаких ограничений на их поездки. Большинство из этих людей свободно путешествовали по своему желанию через авиакомпании и официальные каналы. После поездки в Беларусь и пребывания в гостиницах их направили на границу для перехода в ЕС", - сказал премьер.
Он выразил более глубокую озабоченность тем, что суровая погода в лесах Беларуси и наличие большого количества детей среди мигрантов делают ситуацию еще более критической.
"Эти дети - невинные люди, которые, к сожалению, расплачиваются за то, что выглядит политической игрой".
Премьер-министр Барзани сказал, что его администрация работает с федеральным правительством Ирака над репатриацией тех, кто добровольно желает вернуться домой. Между тем, Региональное правительство Курдистана (КРГ) обратилось к своим партнерам в ЕС с просьбой разрешить "Красному Кресту" предоставить немедленную гуманитарную помощь людям, оказавшимся на границе.
Курдский лидер также раскритиковал дезинформацию о причине потока мигрантов, пояснив, что причина не может быть в отсутствии безопасности, поскольку в Курдистане проживает почти 1 миллион внутренне перемещенных лиц со всего Ирака, которые "обосновались в Курдистане как раз потому, что здесь они чувствуют себя в безопасности".
"Бессмысленно говорить, что люди уезжают отсюда из-за ситуации с безопасностью. Некоторые могут сказать, что это из-за экономической ситуации; это может быть правдой, но плохая экономика - это не вина КРГ", - сказал премьер, отметив, что у Эрбиля были финансовые разногласия с Багдадом, помимо дорогостоящей войны против "Исламского государства" (ИГ), потока ВПЛ и беженцев и падения цен на нефть.
Однако, пояснил он, благодаря реформам, проведенным КРГ, правительству Курдистана удалось пережить трудности. "Да, мы не могли платить полную зарплату каждый месяц, но мы платили зарплату каждый месяц. И на самом деле есть возможности трудоустройства - с момента создания этого кабинета до настоящего времени мы создали около 1 012 000 рабочих мест за счет реактивации некоторых проектов, некоторые из которых осуществляются частным сектором, некоторые - государственным партнерством, а некоторые спонсируются самим правительством", - сказал он, добавив, что люди из других стран, включая Бангладеш, Филиппины, Ливан, Турцию, Иран и несколько африканских стран, едут работать в Курдистан.
По словам премьер-министра Барзани, люди, которые уезжают в Европу, ищут разные возможности трудоустройства, но не бегут от отчаяния.
"Я надеюсь, что правда рассказана, и мир знает, что эти люди поехали туда, как и любой другой эмигрант, который хочет путешествовать и искать разные возможности в разных частях мира… На самом деле, многие из этих людей, которые уехали, заплатили тысячи долларов турагентам и некоторым частным лицам. Так что, если они могли заплатить тысячи долларов за поездку, я уверен, что, если бы они хотели работать, они могли бы создать здесь свои собственные рабочие места.
Реформы и борьба с коррупцией
Премьер-министр Барзани подчеркнул, что КРГ не утверждает, что ситуация "идеальная", и сталкивается с теми же проблемами, что и регион в целом. Однако, по его словам, реформы КРГ помогли Курдистану пережить очень тяжелые времена.
Если бы не экономические реформы, вероятно, экономика Курдистана рухнула бы перед лицом сложных проблем. Однако, отметил он, это не означает, что амбиции КРГ в отношении плана реформ выполнены.
"Я действительно верю, что Курдистан имеет значительный потенциал стать гораздо лучшим местом, гораздо более безопасным местом с точки зрения экономического процветания, безопасности и политической стабильности. Для этого нам нужно работать намного ближе друг к другу.
Споры с Багдадом
Отвечая на вопрос о продолжающихся финансовых спорах между Эрбилем и Багдадом, премьер-министр Барзани подчеркнул, что федеральное правительство Ирака никогда не выполняло свои конституционные обязательства в отношении доли бюджета Курдистана.
"КРГ никогда не получало 17% иракского бюджета. Даже в то время, когда говорилось, что КРГ получило 17%, этого никогда не было ... Эти 17%, на основании личного решения премьер-министра, были уменьшены до 13,6%, и даже этого никогда не было ... Причина тому: во-первых, большую часть доходов Ирак получает от продажи нефти. Около 1 миллиона баррелей нефти используется для местного потребления, и это не составляет общего бюджета Ирака. Это примерно 22% бюджета Ирака ... Остальное, что экспортируется и превращается в доход, около 48% выделяется на государственные расходы. Это должно было произойти, например, с пешмерга [войсками Курдистана], которые должны были быть частью общего аппарата безопасности Ирака, с пенсиями [и т. д.]. Но никакие суверенные расходы фактически не попали в Курдистан. Итак, мы говорим о 52% от 80% общего бюджета Ирака, и КРГ получало 13% от этого. Если вы подсчитаете, это действительно будет где-то около 5%. Таким образом, КРГ действительно получает менее 5% от иракского бюджета", - разъяснил курдский лидер.
Что касается новой формулы, согласно которой Эрбиль и Багдад согласились разделить бюджеты, премьер-министр Барзани сказал, что его правительство полностью привержено своим обязательствам, хотя за шесть месяцев доля бюджета КРГ в 2021 году еще не выплачена.
Государственно-частное партнерство и ответственность граждан
Премьер-министр Курдистана напомнил, что правительство должно служить людям, а люди должны выполнять свои обязанности. Он также отметил, что частный сектор оказал помощь во время экономических трудностей и помог КРГ продолжать оказывать услуги населению.
"Когда мы отчаянно нуждались в выполнении некоторых проектов, чтобы экономика могла работать, я должен был пригласить всех бизнесменов из частного сектора… Я сказал им и ожидал, что они сыграют свою роль и выполнят проекты. Это помогло запустить экономику в очень критический момент", - пояснил премьер.
Он подчеркнул, что, хотя люди принимают окончательные решения, особенно благодаря их голосам во время выборов, они также должны нести ответственность. "Самая большая ответственность для них - любить свою страну, защищать свою страну, работать над улучшением своей страны. Правительство в одиночку не может этого сделать", - подчеркнул он.
Что касается способности КРГ выплачивать зарплаты государственному сектору, премьер-министр Барзани напомнил, что почти 85% общего бюджета Курдистана идет на заработную плату государственных служащих, которые составляют около 1,2 миллиона человек из более чем 6 миллионов общей численности населения Курдистана. Он подчеркнул, что правительство несет ответственность не только за тех, кто получает заработную плату, но и за других, предоставляя услуги в сфере здравоохранения, образования, строительства и других секторах.
"Курдистан не может ожидать улучшения, если он будет выплачивать все доходы только в счет заработной платы. Это одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся. Другая проблема - это коллективные долги КРГ, которые накопились за эти годы по ряду причин. Итак, если посмотреть на общие доходы, этих доходов недостаточно для выплаты долгов, выплаты заработной платы, а также для улучшения экономики этого региона. По этой причине мы начали реформу, чтобы сократить расходы правительства и собрать доходы, которые мы могли бы лучше использовать для создания инфраструктуры, которая могла бы помочь Курдистану стать экономически самодостаточным".
Сирийский кризис и будущее курдов
Отвечая на вопрос о текущей ситуации в Сирии через десять лет после начала кризиса и о том, должен ли мир признать, что Башар Асад победил, премьер-министр Барзани сказал, что называть Асада проигравшим или победителем может быть неправильной терминологией для обсуждения этого вопроса, но отметил, что президент сирийского режима явно "выжил".
"Он выжил, несмотря ни на что, и это почти реальность в Сирии. Теперь вопрос в том, каким должно быть будущее Сирии. Конечно, как соседи Сирии, мы хотим мира, мы хотим стабильности, потому что так или иначе это повлияет и на ситуацию в Ираке. Мы также обеспокоены курдским населением на севере Сирии, и мы делаем все возможное, чтобы снизить напряженность и обеспечить всеобъемлющее решение для всей Сирии", - пояснил курдский премьер.
Однако, добавил он, поскольку в сирийском вопросе участвуют международные субъекты, в том числе США, Россия, Иран и Турция, эти страны должны прийти к соглашению, чтобы решить вопрос, но не за счет прав каких-либо сообществ в Сирии.
О десятках тысяч сирийских курдов, которые нашли убежище в Курдистане, премьер-министр Барзани сказал, что люди бежали из-за ИГ в 2014 году, но они по-прежнему не хотят возвращаться домой даже после территориального поражения террористической группировки. Он заявил, что нынешняя система, действующая в Сирийском Курдистане, которая нравится "Рабочей партии Курдистана" (РПК), заставляет людей не возвращаться в свои дома в Рожаве (термин, используемый для обозначения курдских частей Сирии).
Экономические связи с региональными и международными партнерами
Премьер-министр Барзани сказал, что его правительство усердно работает над укреплением связей с внешним миром во всех областях потенциального сотрудничества и взаимного интереса, и что оно обратилось к соседям, странам Персидского залива, европейским странам и даже Азии, чтобы установить экономическое партнерство. Для этого, сказал он, его кабинет работает над улучшением внутренней инфраструктуры, чтобы увеличить объем отечественной продукции, чтобы она не только поставляла товары на местный рынок, но и экспортировала товары в другие части Ирака и во внешний мир.
"Торговля, на наш взгляд, нам не поможет, если она будет только одним путем - импортом из других стран. В этом кабинете меня интересует увеличение производства в Курдистане, чтобы у нас действительно была сбалансированная торговля между и за пределами страны. Одна из главных задач во время поездок за границу - найти рынок для местных продуктов".
Военные вторжения в Сирию, РПК и мирный процесс в Турции
Отвечая на вопрос о роли Турции в Сирии, премьер-министр Барзани сказал, что Курдистан не поддерживает никакого "военного наращивания или какого-либо военного вторжения" в какой-либо части региона. Однако, подчеркнул он, есть способы мирного ведения переговоров и достижения согласия между конфликтующими сторонами.
"Игнорирование проблем никогда не принесет мира и решения. Проблемы должны быть рассмотрены и исключены как проблемы; тогда появятся возможности искать решения и выходить из этого".
Премьер-министр сообщил, что во время переговоров с турецкими официальными лицами они всегда повторяли, что у Анкары нет проблем с курдами, но у нее есть проблемы с "Рабочей партией Курдистана" (РПК), поскольку они проводят различие между РПК и курдами.
"…Я думаю, один из способов исправить ситуацию - это оторваться от РПК. Администрация на севере Сирии, в Рожаве, они должны отделиться от РПК, чтобы уменьшить чувствительность турок к РПК ... Лучший способ для них - начать внутрикурдский диалог, чтобы достичь соглашения и разойтись с РПК; и это определенно, я считаю, уменьшило бы напряженность и чувствительность в отношениях с Турцией".
Отвечая на вопрос, будет ли это жизнеспособной политикой для Сирийского Курдистана отделение от РПК, премьер-министр Барзани сказал: "Вот ирония: если они не хотят оторваться от РПК или считают, что нет никакого способа это сделать, то, конечно, они столкнутся с последствиями, в которых, к сожалению, не многие могут помочь. Но, если им нужна помощь, они должны согласиться на разрыв с РПК и начать лучшее будущее".
Что произойдет, если реформы КРГ не сработают?
Масрура Барзани спросили о возможности неудачи в фундаментальных реформах, которые проводит 9-й кабинет премьер-министра. Он ответил, что у КРГ нет других вариантов и что реформы "должны работать и будут работать".
"Я уверен, потому что я верю в способности наших людей в том, что мы сделали, и у нас есть видение, у нас есть люди, у нас есть ресурсы. Так что неудача - это не вариант", - пояснил он.
Будущее Ирака и новая возможная формула
Премьер-министр Барзани сказал, что, не смотря на то, что Ирак продолжает бороться за выживание как единая страна, способная объединить различные религиозные и этнические компоненты, в Ираке никогда не было абсолютного мира. Он напомнил, что страна, образовавшаяся около века назад, всегда находилась в состоянии войны либо со своими соседями, либо со своим народом.
Назвав Ирак богатой природными и людскими ресурсами страной, премьер-министр поднял вопрос о том, почему страна все еще борется с множеством проблем, которые, как предполагалось, должны были быть решены давно.
"На это есть только один ответ: потому что системы в Ираке не поддерживали. Плохие системы, плохое управление и плохое администрирование - все это постоянно имело место в Ираке. И есть причины. Почему? Потому что в Ираке есть некоторые глубоко укоренившиеся проблемы, которые часто политики пытаются игнорировать. Все хотят произносить хорошие речи, все хотят хорошо выглядеть, но хорошо выглядеть означает, что вы должны игнорировать настоящие проблемы, потому что, как только вы коснетесь реальной проблемы, вас могут обвинить в том, что вы сепаратист или выступаете против системы".
Национальная идентичность в Ираке
Премьер обратил внимание на отсутствие у народа Ирака национальной самобытности и чувства принадлежности. На вопрос модератора, считает ли премьер-министр Курдистана себя "в первую очередь иракцем или в первую очередь курдом", премьер ответил: "Я курд", после чего продолжил:
"Когда мы говорим о системах, это не значит, что мы не можем жить вместе. Конечно, я курд. Ирак - это идентичность как границы на карте, и это должна быть страна. И это сфабрикованное состояние, нравится вам это или нет; он был нарисован, чтобы быть страной. Он не был основан на различиях в национализме или географии. Это сфабрикованное государство, построенное почти 100 лет назад. Сейчас мы живем в Ираке. Да, официально я иракец, но, конечно, я курд, которого заставили жить в Ираке".
Но Барзани подчеркнул, что эти разногласия все еще могут быть устранены, народы Ирака все еще могут жить вместе в мире при условии создания системы, при которой различные этнические группы дополняют друг друга и не видят друг в друге угрозы.
"Это некоторые из проблем, для решения которых нам нужно набраться смелости. Многие люди стараются избегать этих вопросов, потому что это некорректно с политической точки зрения; но в этом проблема - мы не должны быть политически корректными, мы должны быть правыми, мы должны делать все правильно", - пояснил курдский лидер.
"Мы пробовали монархию; мы пережили диктатуру, мы пережили автономию, мы пережили федерализм. Если ничего из этого не работает, почему бы нам не попробовать что-нибудь еще? Мы определенно можем попробовать что-то еще, и это "что-то еще" может быть уникальным для Ирака. Это не обязательно должна быть система, в которой мы можем дублировать форму других мест. Для нас это может быть что-то уникальное".
На вопрос, может ли конфедерация стать вариантом для иракцев в следующий раз, премьер-министр Барзани сказал, что это возможно при условии, что система будет построена на основе взаимопонимания и принятия друг друга.
Возможность Китая заполнить брешь в Ираке, если США решат уйти
Воспользовавшись возможностью похвалить отношения между Эрбилем и Вашингтоном, премьер-министр Барзани поблагодарил США за поддержку, которую они оказали Курдистану с момента свержения Саддама Хусейна до войны против ИГ, которая все еще продолжается. Говоря о будущей политике США в отношении их присутствия в Ираке, курдский премьер подчеркнул, что, если США решат покинуть Ирак, это не будет означать, что иракцы восполнят этот пробел.
"Выход Соединенных Штатов из этого региона может изменить баланс. Мы думаем, что Америке по-прежнему необходимо оставаться вовлеченной, пока Ирак не станет достаточно сильным, чтобы принять собственное мнение и принять собственное решение. Любой пробел, оставленный американцами, будет заполнен неиракцами", - ответил премьер-министр Барзани на вопрос о возможности входа Китая, если США уйдут из Ирака.
На вопрос, считает ли Курдистан США другом, на которого могут положиться курды, премьер-министр Барзани ответил: "Почему бы вам не спросить их? Я могу сказать, что мы друзья, на которых могут положиться все наши друзья ... но определенно мы думаем, что американцы - наши друзья".
Продолжая говорить о роли США и других мировых держав на Ближнем Востоке и в Ираке, премьер-министр Барзани подчеркнул, что сдвиг во внешней политике США, направленный на ее соперничество с Китаем или другими игроками, может иметь последствия и для людей в Ираке. Поэтому, по его словам, любое разъединение должно быть постепенным и гарантировать определенную стабильность.
Изменение климата и план КРГ по решению проблемы нехватки воды
Премьер-министр Барзани подчеркнул в своих обсуждениях, что значительное уменьшение количества осадков за последние два года поставило Курдистан, Ирак и другие страны региона перед новыми экологическими проблемами.
Касаясь глобальных усилий по борьбе с изменением климата и ограничению последствий для будущих поколений, премьер-министр Курдистана подчеркнул, что это останется коллективной ответственностью всего мира. "Если мы не уважаем землю, если мы не уважаем окружающую среду, то окружающая среда и земля будут принимать ответные меры против нас".
Он также предупредил, что любая блокада потока воды на Тигре и Евфрате, которые являются двумя основными реками, снабжающими водой большинство иракцев, будет иметь катастрофические последствия для народа Ирака.
"Я думаю, что это, опять же, коллективная ответственность. Никто не должен думать, что если я защищу свое положение - а это продовольственная безопасность - то меня не волнует, что случится с моим соседом; потому что этот сосед может представлять различные угрозы для безопасности страны происхождения: может быть больше миграции, плохая экономика, это может породить больше экстремизма и терроризма. Итак, мы в этом вместе.
Премьер-министр Барзани сказал, что, чтобы обеспечить лучшее будущее в отношении воды в Курдистане, его правительство работает над строительством 23 плотин. Небольшие и средние плотины находятся в стадии строительства, в то время как крупные плотины нуждаются в средствах для строительства.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, Дохук, Масрур Барзани, КРГ, мигранты, Польша, Беларусь, Европейский Союз, беженцы, Ирак, Исламское Государство, Сирия, Сирийский Курдистан, Рожава, РПК, Турция, США, Китай