В столице Курдистана, Эрбиле, 1 ноября начался двухдневный форум, организованный Институтом Ближневосточных исследований. В нем принимают участие десятки политиков и ученых, лидеров гражданского общества, журналистов и дипломатов. Они собрались, чтобы обсудить высокоприоритетные проблемы Ирака и региона в целом, и предложить пути их решения.
"Конечная цель форума MERI — способствовать миру, стабильности и процветанию на Ближнем Востоке посредством диалога, примирения и верховенства права. MERI считает, что эти культурные процессы будут иметь решающее значение для долгосрочной стабильности Ирака и Ближнего Востока", — говорится в заявлении организаторов.
Тема форума, который проходит в исторической цитадели Эрбиля, - "Ирак для всех".
На открытии форума выступила специальный представитель Генерального секретаря ООН по Ираку Жанин Хеннис-Пласшерт, заявившая, что любые попытки протолкнуть серьезные реформы в Ираке не увенчаются успехом, пока в стране правит коррупция, а между сторонами отсутствует внутреннее единство, что открывает возможности для иностранного вмешательства во внутренние дела Ирака.
Что касается нерешенных вопросов в отношениях между Багдадом и Эрбилем, она сослалась на встречу, которую она провела с рядом политических партий в Багдаде, и на которой она представила партиям несколько принципов, которые должны быть реализованы. По словам Пласшерт, в Конституции Ирака есть много общих принципов, которые можно использовать в качестве источника для решения всех проблем.
В первый день форума премьер-министр Курдистана Масрур выступил с докладом "КРГ [Региональное правительство Курдистана] смотрит вперед: стратегии, вызовы и возможности".
В своем выступлении курдский премьер еще раз подтвердил свою поддержку нового премьер-министра Ирака Мухаммеда Шиа аль-Судани.
"Ирак переживает сложную ситуацию по многим причинам, частично связанным с внешним влиянием, а частично — с ошибками предыдущих кабинетов. Исправить эти ошибки непросто", — отметил премьер-министр, добавив, что любое новое правительство в Багдаде должно быть сосредоточены на борьбе с коррупцией и предоставлении качественных государственных услуг.
Что касается отношений между Эрбилем и Багдадом, премьер-министр Барзани подтвердил, что КРГ готово к тому, чтобы закон о нефти и газе был представлен на одобрение иракского парламента.
Курдистан также готов сформировать совместные силы для обеспечения безопасности спорных территорий, где "Исламское государство" (ИГ) использует брешь в системе безопасности для осуществления террористической деятельности, добавил он.
"Другой вопрос — статья 140 и спорные территории. Федеральное правительство пока не выступило [по этому поводу]. Если Багдад хочет найти решение, мы готовы приветствовать любые попытки и сотрудничать на основе конституции, сформировать совместные бригады для обеспечения стабильности в регионах. Пока иракское правительство серьезно не выступило с решением этих проблем".
Говоря о доле Курдистана в федеральном бюджете и спорах, связанных с этой темой, премьер-министр Барзани отметил, что ранее в Багдад было направлено несколько делегаций, но проблема до сих пор остается нерешенной.
"Одна из проблем заключается в том, что премьер-министры Багдада либо не имели политической поддержки, либо не использовали свою власть в полной мере", — отметил он.
Курдский премьер-министр заявил, что урегулирование споров между Эрбилем и Багдадом носит не столько технический, сколько политический характер, и поэтому, если будет политическая воля, они будут разрешены.
Премьер-министр также говорил об участии курдских партий в новом правительстве Ирака. По его словам, Курдистан уже достиг договоренности с новым правительством Ирака по некоторым вопросам.
"Мы призвали к подлинному партнерству. Мы не хотим участия в правительстве. Мы хотим подлинного партнерства, чтобы нам не навязывали решения", - подчеркнул он. "Если мы являемся частью единого Ирака, мы должны нести ответственность за каждое решение. Мы проявили добрую волю, и я готов отправиться в Багдад, когда это будет необходимо. Мы ожидаем, что они прекратят нарушать права курдского народа…".