24 ноября в ходе брифинга официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова ответила на вопрос корреспондента телеканала "Kurdistan24", прокомментировав атаки Ирана и Турции на Сирийский Курдистан (Рожава) и Иракский Курдистан.
Вопрос: 20 ноября этого года турецкая и иранская артиллерия и беспилотники начали бомбить различные населенные пункты на севере Сирии и в Иракском Курдистане. Есть жертвы и раненые, среди них – мирные жители. Какая позиция у России относительно того, что Иран бомбил населенные пункты и школы в Иракском Курдистане, и что Турция проводит операцию на севере Сирии?
Ответ: Российская Федерация, безусловно, обеспокоена военной эскалацией на территории Курдского автономного района Ирака, которая чревата дальнейшим нарастанием нестабильности в ирано-иракском приграничье и регионе в целом.
Вместе с тем, по нашему мнению, подобные обострения являются прямым следствием экспансионистской политики США, которые в 2003 г., грубо нарушив международное право, вторглись в Ирак под надуманным предлогом и оккупировали его территорию.
Именно это послужило основной причиной возникновения в труднодоступных районах Курдского автономного района Ирака очагов терроризма и экстремизма, которые сейчас используются противниками Ирана для создания напряженности и разжигания беспорядков в северо-западных провинциях Исламской Республики. Насколько нам известно, нанесенные иранскими войсками ракетные удары были направлены исключительно против тренировочных лагерей и баз укрывающихся в Иракском Курдистане сепаратистских группировок, признанных в Иране террористическими.
Не меньшую обеспокоенность испытываем и в отношении событий на севере Сирии в контексте начавшейся 20 ноября сего года турецкой операции "Коготь-меч".
И в этом случае склонны видеть причину создавшейся ситуации в незаконном присутствии воинского контингента США на северо-востоке САР, начиная с 2014 г., и, соответственно, невозможности восстановления полного контроля правительства Сирии в Заевфратье.
Поддерживаем тесные контакты с турецкой стороной по сирийской проблематике. Понимаем озабоченности Турции по поводу угроз ее национальной безопасности. Вместе с тем полагаем, что проведение наземной операции на сирийской территории лишь усилит напряженность в регионе и приведет к росту террористической активности. Исходим из того, что наилучший способ решения всех вопросов безопасности в приграничных регионах – прямой диалог между турецкими и сирийскими властями.
И Турция, и Иран – дружественные нам страны. Они подверглись террористическим атакам. Никто не может ставить под сомнение их право противостоять террористам, защищать свою национальную безопасность, покой мирных граждан.
Вместе с тем глубоко убеждены, что это должны быть выверенные действия по антитеррору без какой-либо иной идеологической или политической подоплеки и, в случае необходимости проведения контртеррористических операций на территории других государств, они должны быть согласованы и скоординированы с правительствами этих государств, а конкретно – дружественных нам Сирии и Ирака.
Такой подход позволил бы, помимо всего прочего, максимально избежать жертв среди мирного населения и минимизировать гуманитарные риски.
Теги: Россия, МИД РФ, Мария Захарова, Kurdistan24