Ахмад Реза Джалали, ирано-шведский академик, находящийся в камере смертников в Иране в течение восьми лет, начинает голодовку. Об этом во вторник, 25 июня, сообщила его жена Вида Мехранния.
В интервью "AFP" Мехранния сказала, что, по мнению ее мужа, голодовка - единственный способ добиться того, чтобы его голос был услышан во всем мире.
15 июня Тегеран освободил двух шведов в обмен на Хамида Нури, бывшего чиновника иранских тюрем, приговоренного к пожизненному заключению в Швеции за участие в массовых убийствах в 1988 году.
Освобожденные шведы: дипломат ЕС Йохан Флодерус, задержанный в Иране в апреле 2022 года по обвинению в шпионаже, и швед иранского происхождения Саид Азизи, арестованный в ноябре.
Джалали, который с 2017 года находится в камере смертников по обвинению в шпионаже, был исключен из обмена.
В аудиообращении к агентству "Франс Пресс" от 19 июня Джалали раскритиковал премьер-министра Швеции Ульфа Кристерссона за то, что тот "оставил меня под огромным риском быть казненным".
Его супруга сообщила, что, несмотря на то, что его хрупкое физическое состояние делает голодовку потенциально смертельной, Джалали чувствует, что у него нет другого выбора. "Как врач, Ахмад Реза слишком хорошо осознает риски, но не видит другого выхода".
Джалали страдает от множества проблем со здоровьем, включая аритмию, брадикардию, гипотонию, хронический гастрит, анемию и чрезмерную потерю веса в результате предыдущих голодовок.
"Этот врач, любящий муж и отец двоих детей хочет воссоединиться со своей семьей", — сказала Мехранния. "Он хочет снова служить обществу как преданный своему делу врач, чтобы его снова признавали и относились к нему как к человеку. Сейчас Ахмад Реза умоляет мир о помощи. Ему нужно, чтобы эта бесконечная жестокость закончилась".
Шведское правительство заявило о своих усилиях добиться освобождения Джалали, но Тегеран отказался признать его гражданином Швеции, сославшись на его иранское гражданство на момент ареста и последующее получение шведского гражданства.
Премьер-министр Швеции Кристерссон заявил во вторник шведскому телевидению "SVT": "У нас был выбор: либо вернуть Йохана и Саида домой, либо бросить всех. Это жестокая правда, но я очень уважаю ее [жены Джалали] разочарование".