16 ноября блок "Демократической партии Курдистана" (ДПК) в Совете провинции Киркук призвал курдов и другие этнические группы в спорных районах принять участие в переписи населения Ирака, назвав ее "важнейшим шагом" для создания экономической базы данных.
Глава ДПК Хассан Маджид заявил в интервью "Shafaq News": "Визит премьер-министра Ирака Мухаммеда Шиа ас-Судани в Эрбиль, столицу Курдистана, принес обнадеживающее послание о спорных территориях, охватываемых статьей 140 Конституции Ирака…".
Маджид подтвердил поддержку ДПК участию всех этнических групп в этой переписи, назвав ее "экономической переписью" и подчеркнув, что "страна без базы данных по развитию подобна слепому, блуждающему в темноте".
Он также подчеркнул "поддержку ДПК участию курдов и других коренных групп, что соответствует обнадеживающему посланию Ас-Судани", и роль переписи в создании "комплексной экономической и развивающейся базы данных для Ирака".
13 ноября Судани прибыл с визитом в Эрбиль для встреч с высшими курдскими чиновниками и обсуждения важнейших вопросов, стоящих между региональным и федеральным правительствами, в том числе спорные территории и подготовку к проведению переписи населения, запланированной на 20–21 ноября.
Последняя всеобъемлющая перепись населения Ирака была проведена в 1987 году, в ней приняли участие все провинции. Затем последовала перепись 1997 года, которая исключала Курдистан. С тех пор страна полагалась на приблизительные цифры неофициальных учреждений и исследовательских центров, а в 2022 году министерство планирования оценивало численность населения в более чем 42 миллиона человек.
Спорные территории Ирака, в основном расположенные в провинциях Дияла, Киркук, Ниневия и Салахаддин, являются источником напряженности между правительствами Багдада и Эрбиля. Эти территории богаты нефтью и имеют важное стратегическое значение.
Споры возникают из-за исторических демографических изменений, в частности, принудительного перемещения курдов и туркмен и расселения арабов во время режима Саддама Хусейна.
Статья 140 Конституции Ирака описывает процесс решения этих вопросов путем нормализации, переписи населения и референдума. Однако реализация этой статьи была отложена, что привело к постоянным административным и связанным с безопасностью проблемам.