Заключенный в тюрьму курдский политик и бывший соруководитель прокурдской "Народной партии равенства и демократии" (DEM) Селахаттин Демирташ выразил свою поддержку возобновлению мирных переговоров в Турции.
В заявлении, опубликованном в социальных сетях в субботу, 11 января, Демирташ призвал положить конец конфликту и насилию, поддержав текущие инициативы по примирению между "Рабочей партией Курдистана" (РПК) и турецким государством.
"Как субъекты, вовлеченные в демократическую и мирную политику, мы желаем, требуем и поддерживаем окончательное прекращение конфликтов и насилия", — заявил Демирташ, подчеркнув свою готовность поддержать любую мирную инициативу, возглавляемую Абдуллой Оджаланом, лидером РПК, находящимся в заключении с 1999 года.
Призыв к миру прозвучал после редкого визита к Оджалану делегации DEM в результате изменения жесткой позиции турецкого правительства в отношении запрета контактов с лидером РПК. Первин Булдан, один из посетивших его политиков, описал встречу с Оджаланом как "гораздо более обнадеживающую" по сравнению с периодом рухнувшего мирного процесса десятилетней давности.
Демирташ, который находится в тюрьме с 2016 года по обвинению в связях с РПК, также подчеркнул, что главная ответственность за мир лежит на Оджалане, правительстве и парламенте. "Мы будем с г-ном Оджаланом, если он возьмет на себя инициативу по этому вопросу, когда будут выполнены условия", — добавил он.
Мирная инициатива начала зарождаться в прошлом году, когда Девлет Бахчели, лидер крайне правой "Партии националистического движения" (MHP), предложил пригласить Оджалана выступить в парламенте и объявить о роспуске РПК. Сообщалось, что Оджалан продемонстрировал готовность сотрудничать по этими предложениями.
РПК, основанная в 1978 году, изначально стремилась к созданию независимого Курдистана, но с тех пор пересмотрела свои цели, требуя автономии. Группа официально признана Турцией террористической организацией.
Партия DEM пришла на смену "Народно-демократической партии" (НДП), которая сыграла ключевую роль в мирных переговорах десять лет назад, но подверглась гонениям в Турции в последствии. Провал этих переговоров в 2015 году привел к широкомасштабному насилию в преимущественно курдских юго-восточных регионах страны, что подчеркивает срочность поиска долгосрочного решения.