Министерство финансов и экономики Иракского Курдистана раскритиковало федеральное министерство финансов за несоблюдение постановлений Федерального суда о выплате заработной платы государственным служащим региона.
В подробном заявлении во вторник, 14 января, курдское министерство отвергло обвинения в непредставлении ненефтяных доходов за 2024 год и указало на расхождения в федеральной практике.
По данным курдского министерства, "федеральное министерство финансов перевело 10,03 трлн иракских динаров (примерно 6,9 млрд долларов США) на счет Регионального правительства Курдистана (КРГ) в Центральном банке Ирака, филиал в Эрбиле".
"Однако эта цифра не включает 726 млрд иракских динаров (примерно 500 млн долларов США) пенсионных взносов и подоходного налога", — заявило министерство, добавив, что "это меньше 11,57 трлн иракских динаров (примерно 7,9 млрд долларов США), выделенных в рамках федерального бюджета на 2024 год, на 822 млрд иракских динаров (примерно 570 млн долларов США)".
Министерство также раскритиковало фрагментарный характер выплат заработной платы, отметив, что средства переводились до восьми траншей в месяц, при этом значительные задержки иногда растягивались на последующие месяцы. "Эти задержки", — заявило министерство, — "привели к перерывам в выплате заработной платы в некоторых департаментах, которые длились до пяти месяцев, что является нарушением постановлений Федерального суда и положений конституции".
Министерство сообщило, что к ноябрю 2024 года оно предоставило 4,35 трлн иракских динаров (примерно 3 млрд долларов США) ненефтяных доходов, как указано в его пробном балансе за ноябрь, предоставленном федеральному министерству финансов.
Дополнительные 399 млрд иракских динаров (приблизительно 275 млн долларов США) были переведены на счет Федерального министерства в соответствии со статьей 29 Закона о финансовом управлении № 6 (2019) и двусторонним соглашением, требующим от министерства депонировать 50% ненефтяных федеральных доходов, начиная с мая 2024 года.
"Остальные доходы были направлены на операционные расходы, инвестиционные проекты и устранение дефицита заработной платы, вызванного тем, что оно назвало ограничительной федеральной политикой", — пояснило министерство, указав на решение федерального правительства "прекратить выплаты пособий и повышений" для сотрудников КРГ, при этом "продолжив эти выплаты" для федеральных служащих.
Доказательства, приведенные курдским министерством, включая федеральные министерские приказы от августа и сентября 2024 года, показывают, что выплаты пособий и повышений продолжались в федеральных учреждениях, что демонстрирует явную политику "двойных стандартов".
В декабре 2024 года министерство запросило 677 миллиардов иракских динаров (примерно 465 миллионов долларов США) на "покрытие заработной платы" 820 268 человек, включая сотрудников, пенсионеров и получателей социальных пособий в Курдистане. "Однако Федеральное министерство финансов выделило только 264 миллиарда иракских динаров (примерно 180 миллионов долларов США), не предусмотрев никаких средств на пенсии пенсионеров".
"Это произошло несмотря на одобренный перевод 430 миллиардов иракских динаров (примерно 295 миллионов долларов США) на пенсии".
Курдское министерство поставило под сомнение справедливость этих решений: "Справедливо ли лишать пенсионеров их прав? Можно ли оправдать выделение только одной трети запрашиваемой суммы на то же количество получателей?".
Министерство также подчеркнуло свои усилия по "оцифровке выплат заработной платы" через проект "Hesabi" (Мой счет), инициативу, поддержанную директивой Федерального Верховного суда, отметив, что "система позволяет выплачивать заработную плату через банки, имеющие лицензию Центрального банка Ирака".
"На сегодняшний день зарегистрировано 750 000 сотрудников, из которых 220 000 уже получают зарплату через эту платформу", — сказано в заявлении.
В заключении министерство предложило "любому комитету по установлению фактов, будь то международный или иракский", расследовать этот вопрос" и подтвердило свою открытость для проверки. Оно также сослалось на "предыдущее сотрудничество" как с федеральными, так и с региональными аудиторскими бюро, чтобы продемонстрировать свою приверженность прозрачности.
Заявление заканчивается острым вопросом, который обобщает претензии региона: "Являемся ли мы гражданами Ирака?".