Более 300 000 перемещенных лиц из езидского района Синджар в иракской провинции Ниневия, не могут вернуться домой из-за присутствия несанкционированных вооруженных групп. Об этом 25 февраля на пресс-конференции заявила Генеральный директор Объединенного центра координации кризисов Курдистана Срва Расул.
Чиновница напомнила, что "Курдистан принял два миллиона перемещенных лиц и беженцев с 2014 года, несмотря на продолжающиеся финансовые трудности", и что сейчас в курдском регионе остается около миллиона перемещенных лиц, что подчеркивает проблемы с их обеспечением.
Она объяснила, что коренные причины перемещения сохраняются, что не позволяет многим вернуться, "среди них 350 000 перемещенных синджарцев остаются в лагерях в Курдистане, потому что федеральное правительство не решило проблему сил РПК ["Рабочей партии Курдистана"] и других несанкционированных вооруженных группировок в их районах".
Подчеркивая более широкие проблемы, с которыми сталкиваются перемещенные иракцы, включая процедуры проверки безопасности, Расул отметила, что, хотя были созданы совместные комитеты между Багдадом и Эрбилем, на местах не было достигнуто ощутимого прогресса. Она также выразила надежду, что перемещенные иракцы смогут вернуться без демографических изменений, затрагивающих их родные регионы.
3 августа 2014 года террористическая организация "Исламское государство" (ИГ) атаковала Синджар, убив, ранив и вытеснив тысячи езидов, прежде чем курские силы пешмерга при поддержке Международной коалиции освободили этот район в 2015 году. В октябре 2020 года Багдад и Эрбиль подписали Синджарское соглашение о восстановлении стабильности езидского района, сосредоточившись на безопасности, управлении и реконструкции.
Соглашение предусматривает разоружение негосударственных вооруженных группировок, развертывание федеральных сил и формирование новой местной администрации. Однако его реализация все еще сталкивается с препятствиями из-за политической напряженности, угроз безопасности и поврежденной инфраструктуры. Несколько вооруженных группировок, включая РПК, подконтрольных ей YBS и проиранское ополчение "Хайд аш-Шааби", продолжают действовать на этой территории, что затрудняет усилия по обеспечению безопасного возвращения перемещенных жителей.