Региональное правительство Курдистана (КРГ) резко осудило недавнее заявление Министерства нефти Ирака, обвинив Багдад в искажении фактов и продолжении нарушения конституции в углубляющемся споре о добыче нефти и доходах от нее.
Ранее сегодня Федеральное министерство нефти призвало КРГ придерживаться Конституции, судебных решений и Закона о бюджете, поставляя нефть федеральным властям. Оно предупредило, что продолжающееся несоблюдение "наносит Ираку крупные финансовые потери и наносит ущерб международной репутации Ирака", сославшись на предполагаемую "контрабанду" нефти из курдского региона и пообещав предпринять правовые действия.
В подробном пресс-релизе, опубликованном в четверг, 5 июня, Министерство природных ресурсов Курдистана охарактеризовало замечания федерального министерства как "политическое заявление, которое далеко от объективных фактов", и возложило на федеральное правительство ответственность за политику, которая привела к экономическому ущербу, остановке экспорта и подрыву конституционных принципов.
"Вы те, кто открыто и постоянно нарушает конституцию и на протяжении многих лет препятствует принятию Федерального закона о нефти и газе", — заявило министерство, напрямую оспаривая версию Багдада.
Контрабанда нефти и остановка экспорта
Курдское министерство отвергло обвинения в контрабанде нефти, назвав их отвлечением от коррупции и контрабандных операций, происходящих "в других частях Ирака", и обвинив федеральные власти в "смешении нефти и обслуживании интересов других вместо того, чтобы служить Ираку и его народу".
Вопреки утверждениям Багдада, КРГ заявило, что не несет ответственности за остановку экспорта нефти. Вместо этого министерство указало на юридический спор, инициированный самим Федеральным министерством нефти против Министерства энергетики Турции, что привело к приостановке экспорта 25 марта 2023 года, что, по его словам, привело к убыткам, "превышающим 25 млрд долларов".
Хотя новое соглашение о возобновлении экспорта было достигнуто всего несколько дней спустя, 4 апреля 2023 года, федеральные бюджетные условия сделали работу нефтедобывающих компаний финансово невыгодной.
"Закон о бюджете предусматривал себестоимость добычи в размере 6 долларов за баррель, что побудило большинство добывающих компаний прекратить добычу в соответствии с этим ограничением", — заявило министерство.
Несмотря на это, регион поставил более 11,8 млн баррелей нефти на нефтеперерабатывающий завод, работающий от имени Министерства нефти. Однако "ни одного динара не было выплачено" за эти объемы, что побудило компании прекратить дальнейшие поставки.
Спорные правовые и конституционные основания
Курдское министерство подчеркнуло, что продолжающиеся нефтяные споры в Ираке проистекают из неспособности федерального правительства "соблюдать" конституционные права и принять давно откладываемый федеральный закон о нефти и газе.
Отметив, что в начале работы нынешнего федерального правительства был сформирован совместный комитет для разработки закона, министерство сослалось на "заметную задержку и промедление" со стороны Багдада, что свидетельствует об отсутствии политической воли для решения этой проблемы.
Ссылаясь на собственный Закон о нефти и газе Курдистана № 22 от 2007 года, министерство защищало свои контракты с международными нефтяными компаниями, утверждая, что законность этих контрактов была неявно подтверждена глобальными инвестициями.
"Если бы с этими контрактами были какие-либо реальные правовые проблемы, всемирно известные компании не инвестировали бы миллиарды долларов в регион", — говорится в заявлении.
Федерализм и сотрудничество
Министерство также подтвердило приверженность региона конституционному федерализму, подчеркнув, что оно последовательно демонстрирует готовность к компромиссу и сотрудничеству, в том числе согласившись продавать свою нефть через иракскую государственную компанию SOMO, депонировать доходы в государственной казне, назначить консалтинговую фирму и открыть эскроу-счет.
"Это делает заявления вашего министерства о бесполезности предыдущих переговоров с регионом полностью беспочвенными", — заявило министерство, сославшись на "гибкость и готовность к сотрудничеству", на которые, по его словам, Багдад не ответил взаимностью.