Главнокомандующий поддерживаемыми США "Сирийскими демократическими силами" (СДС) Мазлум Абди заявил, что 2026 год станет решающим годом для единства курдов в четырех частях Курдистана, и опроверг утверждения о том, что курдский проект на севере Сирии близок к краху.
Комментируя недавние заявления арабских СМИ, Абди сказал, что оппоненты продвигают нарратив о том, что конец 2025 года также ознаменует конец курдов, СДС и Автономной администрации на северо-востоке Сирии (в Сирийском Курдистане). "В действительности все обстоит совершенно наоборот", — сказал он, назвав предстоящий период "началом нашего главного проекта".
Абди заявил, что 2026 год станет "годом курдского единства и национального конфедерализма", добавив, что курды во всех четырех регионах (сирийском, иранском, иракском и турецком) никогда не были так близки к достижению этой цели.
Он сказал, что права курдов и статус региона Рожава (Сирийского Курдистана) будут гарантированы конституционно на предстоящем этапе.
Его комментарии прозвучали на фоне усиливающегося давления со стороны Дамаска и Анкары по поводу выполнения соглашения от 10 марта, подписанного в этом году между новым правительством Сирии и СДС.
Соглашение было призвано ослабить напряженность и установить рамки для решения вопроса о будущем контролируемых СДС территорий.
Министр обороны Турции Яшар Гюлер заявил, что соглашение от 10 марта пока не принесло ощутимых результатов в снижении напряженности или прекращении вооруженных столкновений.
В беседе с представителями СМИ Гюлер сказал, что никаких конкретных шагов по реализации соглашения предпринято не было.
Он призвал к интеграции сил СДС в сирийскую армию после того, что он назвал "очищением от террористических элементов", подтвердив позицию Анкары о том, что любое урегулирование должно основываться на принципе "одно государство, одна армия".
Гюлер добавил, что, хотя соглашение было подготовлено в этих рамках, оно еще не исполнено.
Эти комментарии подчеркивают сохраняющееся недоверие после подписания соглашения президентом Сирии Ахмедом аш-Шара и Абди Мазлумом 10 марта. С тех пор обе стороны обвиняют друг друга в развертывании тяжелого вооружения и отсутствии подлинного намерения продвигаться вперед с его реализацией.
СДС, в которых доминирует курдские "Отряды народной самообороны" (YPG), контролируют значительные части северо-восточной Сирии и являются ключевым партнером Соединенных Штатов в борьбе против "Исламского государства" (ИГ).
Турция считает YPG продолжением запрещенной "Рабочей партии Курдистана" (РПК) и неоднократно угрожала военными действиями, чтобы предотвратить появление курдского автономного образования вдоль своей границы.
Дамаск стремится восстановить контроль над всей территорией Сирии после многолетней войны, в то время как переговоры с СДС неоднократно заходили в тупик из-за таких вопросов, как военная интеграция, управление и конституционное признание прав курдов.
Будущее мартовского соглашения остается неопределенным на фоне регионального давления, конкурирующих интересов и сохраняющейся напряженности в сфере безопасности.































Переводчик