Президент Ирана Масуд Пезешкиан заявил в субботу, 31 января, что война с Соединенными Штатами не принесет пользы ни Вашингтону, ни Ближнему Востоку. Напряженность обостряется после угроз президента США Дональда Трампа нанести военный удар по Ирану.
В телефонном разговоре с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси Пезешкиан подчеркнул, что Иран "ни при каких обстоятельствах не будет стремиться к войне". Как говорится в заявлении иранской администрации, он добавил, что Тегеран твердо убежден, что конфликт нанесет вред как Ирану, так и Соединенным Штатам и региональной стабильности.
Высокопоставленные иранские чиновники сигнализируют об осторожной открытости к дипломатии, одновременно повышая военные предупреждения. В субботу секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани заявил о "прогрессе" в формировании рамок переговоров с Вашингтоном на фоне активизации дипломатических усилий, направленных на предотвращение потенциального удара США.
Комментарии Лариджани последовали за предупреждением командующего иранской армией Амира Хатами, который предостерег Соединенные Штаты и Израиль от любого нападения и заявил, что иранские силы приведены в состояние максимальной боевой готовности после того, как Вашингтон усилил свое военное присутствие в Персидском заливе.
Развертывание американских войск вызвало обеспокоенность на Ближнем Востоке по поводу риска более масштабного конфликта. Турция предложила выступить посредником между Тегераном и Вашингтоном, а Лариджани, по данным Кремля, посетил Москву и встретился с президентом России.
В своем сообщении на X Лариджани заявил, что "вопреки искусственной атмосфере, созданной СМИ", работа над рамками переговоров продвигается.
В 30 января Трамп заявил, что ожидает, что Иран продолжит переговоры по своей ядерной и ракетной программам, и предпочтет не сталкиваться с военными действиями США. Однако Иран установил четкие границы. Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил из Турции, что Тегеран готов к ядерным переговорам, "если они будут справедливыми и равноправными" и будут проводиться "на равных условиях", но подчеркнул, что ракетный и оборонительный потенциал Ирана не подлежит обсуждению.
Несмотря на дипломатические сигналы, обе стороны усилили риторику, свидетельствующую о готовности к конфронтации. Хатами заявил, что ядерный потенциал Ирана невозможно искоренить, и предупредил, что любая "ошибка" противника поставит под угрозу не только его собственную безопасность, но и безопасность региона и Израиля, сообщает иранское государственное информационное агентство "IRNA". Он добавил, что иранские вооруженные силы находятся на "высочайшем уровне оборонительной и военной готовности".
Вашингтон укрепил свою региональную позицию, развернув ударную группу ВМС во главе с авианосцем "Авраам Линкольн" после угроз Трампа о военной интервенции, связанных с внутренними беспорядками в Иране и жестоким подавлением протестов, начавшихся из-за экономических проблем и переросших в более широкое антиправительственное движение.
Наращивание военной мощи США усилило опасения по поводу прямого столкновения, и Иран предупредил, что в случае нападения нанесет ракетные удары по американским базам, кораблям и союзникам, особенно по Израилю.































Переводчик