Премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани призвал сирийские власти к поиску "устойчивого решения" курдской проблемы после того, как он выступил посредником в заключении соглашения, положившего конец недавним столкновениям на северо-востоке Сирии.
В эксклюзивном интервью изданию "The National" в Дубае Барзани призвал временное правительство Сирии "руководить, а не подчиняться" негативным элементам, интегрировав права курдов в конституцию страны.
Барзани заявил, что, хотя напряженность снизилась, ситуация "еще не закончена", и подчеркнул, что все участники должны вести переговоры мудро и терпеливо, чтобы достичь долгосрочных решений. "Сирия — неоднородное государство. В Сирии проживает множество различных общин и исповедует разные религии. Для обеспечения стабильности важно, чтобы Дамаск учитывал интересы всех этих общин и давал им почувствовать себя частью новой Сирии", — добавил он.
На этой неделе начало формироваться соглашение об урегулировании конфликта между сирийским правительством и возглавляемыми курдами "Сирийскими демократическими силами" (СДС), планируется постепенная интеграция курдских сил и институтов в государственное устройство. Барзани, наряду с курдским лидером Масудом Барзани и президентом Курдистана Нечирваном Барзани, сыграл центральную роль в посреднических усилиях с участием Дамаска, СДС и международных игроков, включая США и Францию.
"Мы находились в прямом контакте как с Дамаском, так и с Камышлы [Сирийским Курдистаном], а также с США, Францией и другими странами, которые выступали посредниками и пытались успокоить ситуацию", — сказал Барзани. Он выделил визиты лидера СДС Мазлума Абди и американского посланника Тома Баррака в Эрбиль, а также телефонные разговоры между курдскими лидерами и президентом Аш-Шараа как ключевые элементы дипломатической активности.
Курдская солидарность и региональная динамика
Исторически сложилось так, что "Демократическая партия Курдистана" (ДПК) поддерживала осторожные отношения с СДС из-за связей последней с "Рабочей партией Курдистана" (РПК), которую Турция и ЕС признают террористической организацией. ДПК также взаимодействовала с другими сирийскими курдскими политическими группами, чтобы уравновесить влияние СДС. Однако после падения режима Асада в конце 2024 года правительство Курдистана стало более активно взаимодействовать с СДС.
"В конце концов, мы курды; у нас могут быть политические разногласия, но когда речь идёт об угнетении курдов в любой точке мира, мы проявляем сочувствие", — сказал Барзани, осудив преступления, совершаемые против курдов.
Барзани выразил надежду, что Сирия со временем закрепит права курдов в конституции, выйдя за рамки словесных соглашений. В то же время он предостерег от "негативных элементов", стремящихся сорвать потенциальное соглашение, и призвал сирийское руководство подняться над этим влиянием.
Баланс региональных альянсов
Иракский Курдистан остается наиболее институционализированным курдским образованием на Ближнем Востоке, однако его политическое и экономическое маневрирование ограничено давлением со стороны Багдада и соседних государств. Барзани подчеркнул роль Эрбиля как стабилизирующей силы и его дипломатический баланс, отметив, что в регионе размещены американские войска и поддерживаются тесные связи с Вашингтоном, избегая при этом конфликтов с другими региональными державами.
"Мы определенно постараемся остаться вне этого конфликта. Это не наша война", — сказал Барзани, имея в виду обострение напряженности между США и Ираном и угрозу военной эскалации в регионе.
Внутренние проблемы Курдистана и Ирака
Барзани также осветил внутренние проблемы, стоящие перед Региональным правительством Курдистана (КРГ), включая бюджетные споры, задержки с выплатой заработной платы и судебные решения, затрагивающие доходы Курдистана от нефти и его автономию. Парламентские выборы в октябре 2024 года не привели к формированию правительства из-за разногласий между ДПК и "Патриотическим союзом Курдистана" (ПСК).
По вопросу представительства курдов в Багдаде Барзани предложил систему, при которой курдские парламентарии голосуют внутри страны для выбора единого кандидата в президенты, вместо того чтобы строго придерживаться традиционных неформальных договоренностей.
Экономические реформы и партнерство с государствами Персидского залива
Несмотря на политические проблемы, Барзани обозначил амбициозные внутренние реформы, включая проекты цифровизации и усилия по обеспечению круглосуточного электроснабжения региона. Он также подчеркнул планы диверсификации экономики в партнерстве с государствами Персидского залива, в частности с ОАЭ. В ходе недавнего визита в Дубай на Всемирный саммит правительств Барзани встретился с президентом ОАЭ шейхом Мохаммедом и высокопоставленными чиновниками, обсудив возможности в энергетике, сельском хозяйстве и туризме.
"За последние несколько десятилетий Курдистан доказал, что является оазисом стабильности в очень неспокойном регионе… Это очень важно для региональной стабильности, и страны Персидского залива ищут стабильные регионы", — сказал Барзани.


































Переводчик