Премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани подтвердил во вторник, 10 февраля, что две основные курдские партии Ирака, "Демократическая партия Курдистана" (ДПК) и "Патриотический союз Курдистана" (ПСК), не достигли соглашения по кандидату в президенты страны, и парламент по-прежнему не может провести конституционное голосование.
Выступая на пресс-конференции в Эрбиле, Барзани подчеркнул, что "президентство не должно быть монополизировано одной партией", утверждая, что кандидатура должна быть выбрана на основе консенсуса в курдском парламенте и поддержана всеми политическими силами в Курдистане.
Между тем, Раад аль-Дахлаки, депутат от альянса "Аль-Азм", отверг предположение о том, что основной причиной задержки президентских выборов являются разногласия между курдами. Он заявил, что задержка вызвана более широким политическим соперничеством между парламентскими блоками.
Аль-Дахлаки отметил, что, за исключением первого парламентского срока после 2003 года, когда был избран Джаляль Талабани, в предыдущих созывах парламента обычно наблюдалось несколько кандидатов, претендующих на пост президента. Он предупредил, что "постоянные политические споры ослабляют законодательную и надзорную роль парламента", и призвал депутатов оказать давление на руководство парламента, чтобы оно включало президентские выборы в повестку дня каждой сессии для обеспечения подотчетности.
Он добавил, что разногласия между Координационным советом шиитов — крупнейшим блоком в парламенте — и другими политическими силами по поводу выдвижения кандидата на пост премьер-министра, который может быть назначен конституционно только после выборов президента, усугубили политический тупик и представляют собой нарушение конституции.
Тупик возник после двух неудачных президентских выборов 27 января и 1 февраля. Хотя заседание парламента запланировано на среду, объявленная повестка дня не включает выборы президента. В соответствии с иракской системой разделения власти после 2003 года, пост президента занимает курд, пост премьер-министра — араб-шиит, а пост спикера — араб-суннит.
В основе тупиковой ситуации лежит давний спор между ДПК и ПСК. ПСК, который традиционно занимал этот пост, утверждает, что президентство является частью устоявшегося политического соглашения, в то время как ДПК настаивает на том, что этот пост принадлежит курдам в целом, а не какой-либо одной партии, указывая на свои высокие результаты на последних парламентских выборах как на доказательство своего мандата.

































Переводчик