Айша Карабат, «Тудей Заман»
Турецкая судебная власть разделились по вопросу об избирательной кампании на курдском языке, и различные суды в последнее время выдают противоречивые постановления по этому вопросу. Государственные прокуроры Дигора (близ Карса) и Измира вынесли различные решения по поводу ведения пропаганды на ином языке, чем турецкий, относительно одного и того же человека, Джемаль Чошгуна, члена Исполнительного совета про-курдской Партии Демократического Общества (ДТП). В Дигоре прокурор решил, что нет никаких причин возбуждать дело, но в Измире прокурор потребовал для Чошгуна лишения свободы на срок до одного года.
Государственный обвинитель в Дигоре недавно пришел к выводу, что запрет на политическую пропаганду на любом другом языке, кроме турецкого, на практике уже не действителен, и что нет никакой необходимости возбуждать дело против Чошгуна или двух других членов ДТП, которые выступили перед курдским населением в ходе церемонии открытия избирательного бюро Дигора в феврале этого года.
Дигорский прокурор Омер Тютюнчю, в своем решении подчеркнул, что хотя и существует запрет на использование курдского языка в политической пропаганде, осуществить этот запрет невозможно.
"Положения этого запрета курдского языка недействительны. Эти запреты не могут быть исполнены ", заявил Тютюнчю и отметил, что даже на высоком уровне бюрократы и чиновники иногда обращаются на курдском языке. Он также заявил, что с начала этого года государственная турецкая телерадиокомпания (ТРТ) предоставила один из своих каналов, ТРТ 6, для 24-часового вещания на курдском языке, и что премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган приветствовал по-курдски зрителей ТРТ 6 на церемонии открытия.
Чошгун, который не заслуживает наказания согласно прокурору Дигора, должен быть наказан годичным сроком тюремного заключения за пропаганду на курдском согласно прокурору Измира.
Прокурор Измира Зафер Серчан Йетишер в своем обвинительном заключении, подчеркнул, что Чошгун стал кандидатом в мэры Газиэмира (Измирский вилайет) и говорил на курдском языке в ходе своей предвыборной кампании, указывая на то, что Чошгун признал в своих показаниях, что он говорил по-курдски и утверждая, что он должен быть наказан в соответствии с законом о выборах. Чошгун заявил, что решение прокурора Дигора было очень позитивным, но предположил, что прокуроры не знают о решениях друг друга. "Эти законы, которые запрещают использование курдского языка, неразумны. Решить проблему путем запрещения языка так и не сумели. Мы должны иметь возможность обращаться к нашему народу на нашем языке», сказал он.
Против депутатов от ДТП было возбуждено более 100 судебных дел о нарушении закона о запрете агитации на других языках, кроме турецкого, но они были отложены из-за парламентской неприкосновенности.
Курдский язык был запрещен после военного переворота 1980 г. и вплоть до 1991 г. Под давлением со стороны Европейского союза по укреплению прав меньшинств, ТРТ начала трансляцию документальных фильмов и новостей на курдском языке в 2004 году, но только в течение примерно 30 минут каждую неделю. ТРТ 6, однако, выходит в эфир 24 часа в день, но законы о политических партиях и о выборах все еще содержат ряд положений, ограничивающих использование языка.
Турецкая судебная власть разделилась по вопросу об агитации на курдском
4210 | 0 |