«Рудав»
Курдистан (Ирак), - д-р Рафик Сабир, бывший пешмарга, ныне живет в Швеции и занимается поэзией и исследованиями. Он был главным редактором журнала «Рабун» и широко известен своей работой о трагедии Халабджи. В настоящее время он вернулся в Курдистан и является кандидатом Курдистанского списка на парламентских выборах. Поскольку он подвергается за этот шаг сильной критике, «Рудав» провели интервью с ним, чтобы услышать его мнение из первых рук.
Вопрос: Почему Вы вступили в «Курдистанский список»?
Д-р Сабир: Сначала они предложили мне идею и после размышлений я решил присоединиться к списку. Это произошло потому, что я считаю, что в течение предстоящих четырех лет Курдистанский список, в составе ДПК и ПСК, с одной стороны, может подтолкнуть политический процесс в Курдистане и защитить нынешнюю стабильность , свободу и мир в регионе, а с другой стороны, это может привести к реформам и изменениям в курдском обществе.
Вопрос: Каково Ваше мнение о программе Курдистанского списка?
Д-р Сабир: Программа этого списка, списка обновления и реконструкции, является широкой и многоаспектной и охватывает практически все важные политические, экономические, социальные, культурные сферы и сферу основных услуг, а также вопросы образования. Эта программа разработана ответственно и реалистично. В ходе обсуждения данной программы для нас было очень важно не включать какие-либо обещания, которые мы не сможем выполнить в будущем. Эта программа, в случае осуществления, обязательно приведет Курдистан к светлому будущему.
В: Какой был ваш мотив для согласия на вашу кандидатуру в Курдистанском списке? Произошло ли это потому, что вы считали, что будете более известны, если войдете в сильный список?
Д-р Сабир: Хотя этот мотив является важным, но этого самого по себе недостаточно для того, чтобы побудить такого человека, как я, присоединиться к списку.
Вопрос: Готовы ли вы стать министром, например, министром культуры, или вы предпочитаете оставаться парламентарием?
Д-р Сабиром: На сегодняшний день я являюсь кандидатом в парламент, и не более того.
Вопрос: Вы участвовали в избирательной кампании?
Д-р Сабир: Да. Я сопровождаю главу нашего списка, д-ра Бархама Салиха, и некоторых других кандидатов из списка в этой кампании.
Вопрос: Вы сталкиваетесь с наиболее острой критикой в сравнении с другими кандидатами из Курдистанского списка. Чем вы объясняете такое положение?
Д-р Сабир: Может быть, это моя судьба. Прежде меня атаковал режим Баас, а сейчас на меня злобно нападают некоторые люди. Тем не менее, у меня нет личной вражды ни к кому. Они критикуют меня только потому, что я поддержал и вступил в Курдистанский список. Я ничего не боюсь, я как всегда буду делать то, что считаю нужным, и они (мои оппоненты) будут делать то же самое.
Вопрос: Не думаете ли Вы, что причиной их особой критики в ваш адрес является то, поскольку у вас репутация левого, или же потому, что люди обычно считают, что интеллектуалы и поэты должны держаться подальше от власти и пребывать в оппозиции?
Д-р Сабир: В нашей области преобладают ложные представления. Наиболее значимые задачи интеллектуалов заключается в том, чтобы настаивать на свободе, и выступать против угнетения и жестокости, с любой стороны. Но власть не всегда зло, и оппозиция не всегда ангелы.
Вопрос: На протяжении длительного времени Вы устранились от политики и политической деятельности. Как вы приняли решение вернуться, и почему вы хотите вновь начать вашу карьеру через парламент?
Д-р Сабир: По сути, уже долгое время я находился вдали от партийных работ и организации. Но я не оставил политики, и я всегда выражал свое мнение по поводу всех вопросов, имеющих отношение к свободе, и будущему нашей страны. Парламент это не только место для политической практики, но место, где можно собирать всякого рода политическую, научную, профессиональную элиту, талантливых людей и специалистов.
В: Они просили вас определить вашу партийную принадлежность для вступления в Курдистанский список или же позволили вам остаться в качестве беспартийного кандидата?
Д-р Сабир: Они просили меня стать членом парламента, и те уважаемые люди, которые сделали мне это предложение, хорошо меня знают. Ни в коем случае, они не просили меня присоединиться к ним в качестве члена партии и в парламенте, я буду оставаться беспартийным членом.
Вопрос: В связи с жесткой конкуренцией между списками и кандидатами, как вы предсказываете будущее парламента Курдистана?
Д-р Сабир: Я ожидаю, что будущий парламент будет активным, живым и трудолюбивым.
Вопрос: Это правда, что Вы – кандидат от определенной фракции, но в случае избрания в парламент, какому классу людей вы себя посвятите?
Д-р Сабир: Совершенно очевидно, что я буду работать в соответствии с программой Курдистанского списка, которая является богатой и многоаспектной программой. Выгода, процветание и свобода всех народов нашего региона являются целями для меня и моих коллег. Однако, как правило, я безусловно поддерживаю рабочий класс, семьи погибших, а также права женщин. В дополнение к этому, в качестве интеллектуала и ученого, я могу помочь в области культуры и образования, так как я имею опыт в этих отношениях.
В: Сколько мест вы ожидаете для Курдистанского списка в будущем парламенте?
Д-р Сабир: Я ожидаю, что этот список может обеспечить от 60 до 65 мест в парламенте.
Вопрос: С вашей точки зрения, какой список является опасным соперником для Курдистанского списка?
Д-р Сабир: Я не думаю, что какой-либо список может быть опасным соперником для Курдистанского списка. Возможно, в Сулеймание Список перемен и в Дохуке Исламский список являются серьезными соперниками для Курдистанский списка.
В: Вы прожили некоторое время в демократических европейских стран, таких как Швеция; каково после этого Ваше мнение о нынешней борьбе в Сулеймание?
Д-р Сабир: Очевидно, мы не можем сравнить Швецию и Курдистан. Вместе с тем то, что в настоящее время происходит в Сулеймание, не является многообещающим, и я надеюсь, что это (очевидно, имеются в виду агрессивные формы кампании – ред.) скоро утрясется и не повлияет на процесс выборов. Победа любой из партий, и всех нас, прежде всего, зависит от того, чтобы процесс выборов прошел мирным и гражданским образом, несомненно, что мы должны избегать агрессии и жесткого языка. Выборы являются испытанием для всех нас.
Вопрос: Некоторые ученые считают, что критика оппозиции – моральное и интеллектуальное преступление, тогда как осуждение ПСК и ДПК является обязательным. Каков Ваш комментарий к этой логике?
Д-р Сабир: Если есть люди, которые думают подобным образом, это их собственная точка зрения. По моему мнению, каждая политическая организация, независимо от того, в оппозиции она или во власти, имеет право на критику. Но эта логика является отражением какой-то недемократической экстремистской идеологии, которая признает красоту и истину только за своей собственной точкой зрения. Все, что выходят за круг ее идей, рассматривается как зло и враг. Наш опыт и опыт других стран доказали, что в результате такой логики общество теряет свободу и жизнь.