Иракская провинция, богатая нефтью, превращается во взрывоопасный регион
Сергей Лавинов, «Новые Известия»
Обстановка в северной иракской провинции Ниневия обостряется с каждым днем. Мэры 17 курдских городов Ниневии угрожают присоединиться к расположенному по соседству полуавтономному региону Курдистан. Свои сепаратистские настроения курды, составляющие меньшинство 2,5-миллионного населения провинции, оправдывают тем, что местные власти и центральное правительство Ирака не могут навести в провинции порядок.
В минувшее воскресенье вооруженные люди застрелили в Киркуке жену полицейского, курда по национальности, и трех ее детей. За несколько дней до этого самоубийца взорвал начиненную взрывчаткой машину в курдской деревне Вардек. Теракт унес жизни 25 человек, несколько десятков были ранены. В итоге на днях мэры 17 курдских городов Ниневии заявили, что раз силы безопасности не в силах защитить провинцию от экстремистов, то они хотят присоединиться к Курдскому региону. Отдельные части провинции, утверждают они, много лет назад входили в состав курдского государства.
Барзан Саид Кака, мэр Махмура, одного из крупнейших городов Ниневии, обвинил партию арабских суннитов Хадба, которая с января этого года доминирует в провинциальном совете, заседающем в столице Мосул в том, что она использует «Аль-Каиду» для достижения своих политических целей. Кстати, командующий американскими войсками в Ираке генерал Рей Одерно согласен с тем, что сами иракцы не могут навести в Ниневии порядок. По мнению известного в Ираке политического аналитика Рейдара Виссара, трехсторонние патрули помогут разрядить напряженную обстановку в северной провинции, но не станут выходом из создавшегося положения. Провинция Ниневия считается самой опасной в Ираке, а ее столица Мосул – самым опасным городом.
Борьба между арабами и курдами идет в основном за землю, богатую нефтью. Политический расклад в провинции диаметрально изменился в последних числах января этого года, когда арабская партия Хадба победила на выборах, а губернатором стал ее лидер Аттил аль-Нуджайфи. Он, кстати, сейчас предпочитает не ездить в курдские районы из соображений безопасности. Победа Хадбы положила конец правлению в провинции курдов. Арабы вытеснили соперников из провинциального совета. В местном парламенте курды занимают 16 из 37 мест. Курдские политики возмущены тем, что их лишили мест в исполнительной власти, и угрожают отделить от Ниневии.
И без того в натянутых отношениях между Багдадом и главным городом Курдистана Эрбилем может возникнуть очередной виток напряжения. Власти Ирака допустить раскола провинции Ниневия, конечно, не могут. И дело, пожалуй, не только в том, что в Багдаде не хотят поощрять сепаратистских настроений. Просто в Ниневии очень много нефти. За ситуацией в провинции с интересом следят за рубежом. Причина повышенного интереса, конечно, тоже «черное золото». Региональные курдские власти спорят с Багдадом о том, кому должны идти деньги, полученные от его продажи. Договариваться же с курдами, как показывает практика, значительно легче, чем с центральной властью. Наиболее наглядный пример – недавний громкий аукцион в Багдаде, с треском провалившийся из-за высоких запросов центрального правительства. В нем, кстати, участвовала и одна из российских компаний, которая не смогла или не захотела бороться за разрешение на добычу нефти в Ираке.
«ЗАО «Газета Новые Известия»