Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Безусловно, главное столкновение на предстоящих выборах произойдет между двумя частями шиитского лагеря. Между коалициями - светской и всеиракской (по крайней мере по тенденции) коалицией нынешнего премьер-министра Нури эль-Малики «Государство Закона (State of Law Coalition)» и также правящей коалицией религиозных шиитских партий, к которой до августа 2009 года принадлежал и сам Малики, - «Национальным иракским альянсом» (National Iraqi Alliance).
Эти коалиции и составят виртуальную финальную пару, хотя бежать будут все. Они базируются прежде всего на шиитский электорат, хотя в коалицию Нури эль-Малики изначально входят суннитские и курдские партии, естественно, небольшие, поскольку крупные партии будут пытаться создать уже правящую коалицию по результатам выборов – по числу полученных ими мест.
Если на начальном этапе «Национальный иракский альянс» не согласился с предложением эль-Малики включить в состав коалиции суннитское «Движение пробуждения (Awakening movement)», то при формировании правящей коалиции и он, если удастся получить право на формирование правительства, будет вынужден пригласить младших партнеров по коалиции.
Сильные предвыборные позиции Малики не связаны напрямую с его премьерством. Два бывших премьера – Ибрагим Джафари и Айяд Алави – не получили, участвуя в выборах, должной поддержки и занимают сравнительно скромные позиции среди своих сторонников. А вот коалиции Малики удалось на прошедших в январе 2009 года провинциальных выборах получить почти треть мест (28, 8%) в провинциальных советах, т.е. 126 из 440. Он набрал половину всех мест, которые получили шиитские партии, входившие в «Объединенный иранский альянс». Хотя следует отметить, что шиитские партии вместе получили более половины мест в провинциальных собраниях.
Этот успех подтолкнул Малики (7 марта станет ясно был ли это его звездный час) потребовать 50% будущих мест в парламенте от коалиции и гарантированного второго премьерского срока. Это не устроило его не менее амбициозных партнеров. Партия Малики вышла из коалиции.
Тем не менее, несмотря на то, что премьер Малики откололся от своего религиозного материка, нельзя исключать заключения мира между этими соперниками. Тем более, что есть мощные факторы, в частности оказывающий давление Иран, которые действуют в этом направлении. Возможно, что и недавнее заявления великого аятолы эль-Систани о невмешательстве религиозных кругов в политический спор, можно рассматривать как некоторое условие последнего тура шиитских праймериз, которые должны выявить явного лидера в этом этноконфессиональном сегменте. Кто будет первым, тот и станет во главе шиитской коалиции. Если победит «Национальный иракский альянс», у него не будет иной альтернативы как союз с коалицией Малики.
Но амбиции и собственное видение перспектив развития Ирака (сильное централизованное государство, первенство закона на всей территории Ирака) могут подтолкнуть Нури эль-Малики к другому варианту действий в поствыборной ситуации. Он может пойти уже после выборов на заключение союза с другой светской коалицией – бывшего премьера Айяда Алави, которая по силе, безусловно, вторая или третья. Это «Иракское национальное движение (Iraqi National Movement)» (второе место по числу мест на провинциальных выборах – 21,8%). Прогнозы СМИ пророчат ей даже второе место. И возможно, что она, действительно, окажется впереди «Иракского национального альянса». Конечно, для Малики будет поражением, если он окажется на третьем месте, но кто будет первым, а кто – вторым или третьим, будет решаться в борьбе шиитских группировок.
Тем не менее шиитские политики весьма опасаются влияния «Иракского национального движения». Неслучайно, что они нанесли сильный удар по ней, в последний момент добившись запрета на участие в выборах многих влиятельных кандидатов из числа именно светских суннитов и шиитов, естественно, имевших в прошлом различные по своему уровню и интенсивности связи с Баас. А партию одного из лидеров этой коалиции – Салеха эль-Мутлака «Iraqi National Dialogue Front» – СМИ часто называют необаасистской. Это позволило на финишной прямой посеять некоторую неразбериху в рядах этой коалиции.
На этих выборах будущему правительству необходимо абсолютное большинство, т.е. чуть больше 50%. Для этого любому потенциальному победителю могут потребоваться голоса надежного союзника. Многие в этой роли видят курдов, поскольку из-за их занятости проблемами автономии, их участие в общеиракской коалиции не будет столь всеохватывающим, как других, тем более идеологически родственных партий. У них свой электорат, они не будут бороться за влияние за пределами Курдистана. Самые разные коалиции, в том числе и оба потенциальных победителя, представляющих шиитскую часть страны, заявляют, что видят в курдах подходящего им союзника. Остается, конечно, вопрос, насколько они сами будут верны своим коалиционным обязательствам после формирования кабинета.