Иван Эланд, antiwar com В последнее время Масуд Барзани, президент северного региона Курдистан в Ираке, прямо заявил, что американское видение сильного единого Ирака - "мечты и воздушные замки". Барзани затем приступил к усилению давления для большей децентрализации страны и расширения контроля над курдской нефтью. В то же время, арабы-сунниты, которые ранее были склонны поддерживать единство Ирака, потому что их часть страны имеет мало разведанных запасов нефти, вполне могут возобновить свою партизанскую войну против шиитского правительства. Если большинство, которое поддерживаемый суннитами блок Иракийя получил на последних выборах, будет отнято у него с помощью пересчетов или дисквалификации кандидатов, или если новое коалиционное правительство будет создано таким образом, что блок останется в стороне, сунниты могут возобновить повстанческую деятельность.
Уже суннитское движение Пробуждения, бывшие партизаны, взятые на содержание американцами, разочаровались в своей избирательной маргинализации и невыполненных обещаниях со стороны шиитского режима, обещавшего им места в правительстве.
Между тем, большинство шиитских групп также восприимчиво к созданию более децентрализованной страны.
Хотя конституция Ирака создает довольно децентрализованное государство, наиболее тревожной тенденцией для иракского единства является усиливающийся голос Барзани. Достижения Барзани на выборах - и потому его способность в период поствыборного политического тупика в Ираке, быть делателем королей в выборе следующего премьер-министра Ирака - делают его и курдов более резкими в их стремлении к автономии или даже независимости, а также к захвату этнически смешанного, но богатого нефтью города Киркук. Если вспыхнет гражданская война, что вполне возможно после того как американские войска покинут страну, то, вероятно, она начнется на этой насыщенной нефтью границе между Курдистаном и арабско-суннитской частью Ирака.
Хотя Соединенные Штаты должны были организовать конклав всех иракских этно-сектантских групп для обсуждения децентрализации прежде, чем Америка потеряла большую часть влияния в результате скорого вывода ее войск, эту попытку не допустить гражданской войны, вероятно, все еще необходимо предпринять. Курды выступают за принятие мер в соответствии со статьей 140 конституции Ирака, в которой изложены меры по плебисциту для определения дальнейшей судьбы северной части Ирака, в том числе Киркука. Если такой референдум проведут, не собрав заранее подобного конклава, результат может быть взрывоопасным.
Ирак всегда был искусственной страной с момента его создания в начале двадцатого века англичанами, которые соединили три различные провинции старой Османской империи, чтобы получить контроль над иракской нефтью. Только железный кулак арабско-суннитских диктаторов, последним из которых был Саддам Хусейн, соединял страну - то есть до вторжения США в 2003 году существовало правление суннитов. Курды никогда не хотели быть частью Ирака, и большинство шиитов хотят, как минимум, некоторой автономии от центрального правительства. Даже сунниты боятся господства большинство под руководством шиитского центрального правительства.
Некоторые аналитики утверждают - и это справедливо, - что Соединенные Штаты уже достаточно вмешивались в Ираке и привели все в беспорядок. Но это не то, что предлагается здесь. Соединенные Штаты должны использовать все оставшиеся влияние, чтобы избежать предстоящей катастрофы, только как инициаторы и посредники - не вмешиваясь в иракский конклав. Иракцы должны сами прийти к урегулированию, но предстоящий вывод американских войск, нынешний политический тупик, разочарование суннитов в избирательном процессе, и повышение курдских требований вполне может сделать все группы гораздо более восприимчивыми к децентрализованному решению - при условии, что США выступят исключительно в качестве нейтрального посредника.
Вот некоторые вещи, которые иракцы могли бы хотеть рассмотреть. Любое соглашение, обеспечивающее пост-американскую стабильность, вероятно, необходимо, чтобы оба курды и шииты имели автономное управление и сохранили доходы от добычи нефти из запасов на своих территориях. Также необходимы будут какие-то комбинации или территориальный обмен, который даст населенные курдами земли, находящиеся в настоящее время за пределами Курдистана, чтобы курды в обмен на суннитские области получили доступ к большему количеству запасов нефти.
В целом, иракское центральное правительство должно быть ослаблено - иначе три группы будут бороться за контроль над этой исторически и потенциально репрессивным органом. Таким образом, правоохранительные и судебные функции, вероятно, должны быть переданы курдскому, суннитскому и шиитскому региону. Центральное правительство может быть преобразовано в экономическую конфедерацию, тем самым обеспечивая экономический рост за счет общего рынка, единой валюты, а также свободной торговли и инвестиций.
Самое главное, такие переговоры об урегулировании не должны навязываться иракцам. Но если они окажутся не в состоянии достичь такой децентрализации самоуправления, после ухода США этнические и религиозные трещины могут разойтись силой
Иван Эланд - старший научный сотрудник и директор Центра мира и свободы в Независимом институте.
Ирак: управляемый переход или безудержный распад
1683 | 0 |