Касим Хидир, niqash.org
При том, что двусторонняя торговля между иракскими Курдистаном и Турцией достигла 9 млрд. долларов, президент Курдистана Масуд Барзани, бывший враг турецкого правительства, недавно был приглашен в Турцию на переговоры об увеличении экономической интеграции между двумя сторонами. В последнее время отношения между Турцией и курдскими регионом успокоились и стремительно прогрессируют, так как оба образования ищут возможности для улучшения своих экономических перспектив. Барзани был приглашен в Турцию, в то время как заместитель министра иностранных дел Турции, Феридун Синирлиоглу, находился у президента в Курдистане.
Турция прилагает все усилия, чтобы получить львиную долю экономических возможностей в Курдистане.и победить своих конкурентов, получив ведущую роль в экономическом будущем региона.
"Наш премьер-министр хочет, чтобы Турция и иракский Курдистан были интегрированы друг с другом через экономику", сказал Айдын Селчен, турецкий консул в столице региона Курдистан, Эрбиле.
"Мы надеемся, что приграничные районы между Турцией и Курдистаном становятся очень спокойными, так что эти районы, могут превратиться в место для торговли и туризма", добавил Селчен.
Турция видит потенциал для стратегического партнерства между ней и Курдистаном, и экономические выгоды от тесных отношений очевидны для обеих сторон.
"Турция прекрасно знает, что в Курдистан - не море нефти, а океан нефти", сказал Муса Мухаммед, преподаватель экономики Салахеддинского университета в Эрбиле.
Он отметил, что Курдистан нуждается в Турции для постройки региона и как в партнере для экспорта своей нефти и газа. И если Турция вступит в Европейский союз, Курдистан может быть связующим звеном между арабскими странами Залива и Европой, поскольку Курдистан имеет 700 км границы с Турцией.
Относительно Турции, Мухаммед добавил, что Турция хочет стать главным маршрутом для экспорта иракской нефти и газа, особенно предполагаемого трубопровода "Набукко", который проведет иракский газ в Европу. Трубопровод пройдет через Курдистан в Турцию. Кроме того, Турция видит Курдистан в качестве возможных ворот для более тесных связей с остальной частью Ирака и другими арабскими странами в регионе.
По словам Мухаммеда, есть огромная конкуренция между Турцией и Ираном за господство в курдской экономике. Турция в настоящее время находится в лучшем положении, чтобы выиграть конкурс, поскольку Курдистан имеет больше общих интересов с Турцией, чем с Ираном и турецкие товары, как правило, более высокого качества, чем иранская продукция.
"Если мы посмотрим на картину в целом, мы видим, что ситуация более в интересах Турции, чем Курдистана", заключил Мухаммад, указывая на причину, по которой отношения улучшаются.
Хотя отношения между Турцией и Курдистаном прогрессируют очень быстро, турецкие военные по-прежнему почти постоянно бомбардируют границу с Курдистаном, утверждая, что члены Рабочей партии Курдистана (РПК), прячутся в гористой местности. В последнее время там произошло множество столкновений, почти наверняка в ответ на потепление официальных отношений.
Джавад Кадир, член Демократической партии Курдистана, говорит, что экономика - не единственное, что делает Турцию и Курдистан заинтересованными в развитии отношений.
"Вопрос о РПК является одним из наиболее важных причин", сказал он: "Турция считает, что Курдистан может быть посредником в решении вопроса РПК. Барзани имеет важное влияние на РПК.
"Президент Барзани сказал турецкому правительству, что если они сделают любые попытки переговоров с РПК, он попытается убедить РПК разоружиться."
В последнее время Кадир был приглашен в Турцию, наряду с другими курдскими интеллектуалами и писателями, с целью поговорить с турецким СМИ для прекращения враждебных заявлений между обеими сторонами. Он сказал, что Турция изменила свое поведение по отношению к Курдистану и некоторые высокопоставленные турецкие должностные лица признают Курдистан в качестве отдельного "федерального округа в Ираке", также используется термин "Курдистан", а не "Северный Ирак".
Тем не менее, считает Кадир, есть некоторые элементы внутри РПК и турецкой армии, которые не хотят видеть хороших отношений между Турцией и Курдистаном, и они пытаются помешать этому.
"РПК и турецкая армия, могут играть положительную или отрицательную роль в турецко-курдистанских отношениях", сказал он.
Дата визита Барзани в Турцию пока не установлена. При последнем улучшении отношений между двумя сторонами, однако, ожидания среди населения, особенно в Курдистане, скорее всего, будет высокими.