Ники Вульф, "Гуардиан"
Когда я посетил в начале этого года абсолютно новый, раскинувшийся на 430 акрах кампус Американского университета в Ираке (AUI-S) в районе было еще очень много строительных площадок. Из-за неожиданно суровой зимы, которая пришла сразу вслед за неожиданной и принудительной сменой подрядчиков, в настоящее время проект почти на год отстает от графика.
В завершенном виде, однако, кампус будет способен вместить 5000 студентов.
Новостройки - на которые, кажется, не жалеют никаких расходов - должны быть сейсмостойкими и будут одеты в черный мрамор из Иерусалима. Первая фаза строительства имеет себестоимость $ 94млн.
Первым канцлером и нынешним ректором университета является Джон Агресто. Бывший преподаватель и президент небольшого колледжа Санта-Фе, по своим неоконсервативным связям он - близкий друг Дика Чейни и Дональда Рамсфельда, работавший с Линн Чейни в Национальном фонде в поддержку гуманитарных наук. Именно на него была возложена ответственность за высшее образование в Ираке в рамках Временной коалиционной администрации после американского вторжения в 2003 году.
С тех пор, Агресто, судя по всему, до некоторой степени потерял веру в неоконсервативный проект. Свою книгу 2007 г. об Ираке он назвал, с меланхолией отставника, "Нападение реальности: освобождение Ирака и провал добрых намерений". Его оптимизм не померк в отношении AUI-S, но когда я встретил его во временном здании, в котором в настоящее время размещается университет, он рассказал мне, что новый студенческий городок будет построен по американской коллегиальной модели "как Принстон или Дартмут", и будет стремиться к просвещению иракских "лидеров завтрашнего дня".
Его предположения потрясают: в настоящее время в университете всего 375 студентов. Даже считая тех, а их немало, кто учится на подготовительных курсах английского языка и еще не стал полным студентом.
Это, пожалуй, отчасти потому, что плата за учебу астрономическая по сравнению со средним годовым доходом в Ираке, и, хотя средний доход богатых курдистанцев несколько выше, еще мало настолько богатых людей, чтобы они могли позволить себе заплатить полную сумму. Откуда же возьмутся 5000 студентов?
Есть очень успешные американские университеты в Каире и Бейруте, которые были полезными Вашингтону в распространении мягкой силы и культурного влияния США. AUI-S было обещано Конгрессом $ 10 млн. ежегодных грантов, и большинство его академического и административного персонала - американцы.
Теория гласит, что если молодая политическая элита Ирака получит образование на английском языке по американской академической модели, то колеса будущей американо-курдской дипломатии и бизнеса, по сути, будут предварительно смазаны. Для тех, кто может себе это позволить, и тех, кому повезло, или кому благодаря его связям была предоставлена достаточная стипендия, AUI-S, безусловно, предлагает лучший академический вариант в Ираке.
Тем не менее, мечты о школе свободных искусств - продолжение американской мечты в Ираке, отягощенной амбициями самих студентов, большинство из которых, демонстрируя понятный прагматизм в условиях неопределенного экономического будущего своей страны, стремятся получить образование в области бизнес-администрации и инженерии, а не философии и литературы. Кроме того, в то время как AUI-S может стремиться к положению академической башни из слоновой кости, на деле он неразрывно погряз в местной реальной политике. Реальность Ирака такова, что если вы хотите воспитывать лидеров завтрашнего дня, вы посмотрите на потомство лидеров сегодняшнего дня.
Региональное правительство Курдистана (КРГ) находится в ведении двух мощных семей. Они являются крупнейшими денежных инвесторами проекта AUI-S, и именно КРГ подарило землю, на которой строится новый кампус. Президент Ирака Джаляль Талабани лично пожертвовал $ 65 млн. на университет при его создании в 2007 году, и д-р Бархам Салих, в настоящее время премьер-министр курдского региона, является председателем совета попечителей университета.
Активное участие КРГ неизбежно для любых крупномасштабных предприятий в Курдистане. Но очень редко оно инвестировало столь обширно, или до такой степени лично, а потому в университете учится целый ряд студентов, семьи которых имеют тесные связи с правящими партиями и их союзниками. По большей части, присутствие американского университета является для КРГ более символом статуса, чем активным политическим инструментом, и благодаря этому, похоже, пока что удалось сохранить по крайней мере академическую независимость. Но до тех пор, пока в регионе существует коррупция, будет оставаться и риск вмешательства со стороны правящей элиты.
Это не означает, что все деньги идут исключительно на получение стипендий для папенькиных сынков. Даже критики университета признают, что большинство финансовой помощи идет на тех студентов, которые этого заслуживает и процесс в значительной степени зависит от заслуг. Низкий уровень коррупции, возможно, приемлем, если она дает возможность делать дело.
Гораздо актуальнее становится вопрос о недостаточности подписки. Американский университет в Каире привлекает тысячи иностранных студентов со всего Ближнего Востока и всего мира. AUI-S, напротив, может похвастаться только одним иностранным студентом. И при этом университет отнюдь не страдает от наплыва местных студентов: только 300 принятых в прошлом году, и менее в 200 в этом году.
Развитие Курдистана в такой ранней стадии, что многие его жители смотрят на свободные искусства с легкомысленным снисхождением, как если бы им предлагали учиться бегать прежде, чем они научатся ходить. При совершенно неизвестном пока политическом будущем, возникает ощущение, что вы не можете кормить семью поэзией и философией, как бы эти вещи ни радовали душу. Ирак, возможно, когда-то уже был самым большим центром просвещения в мире, но ситуация не может быть переделана в одночасье.
Агресто недавно объявил, что он должен вернуться в Америку, как и действующий канцлер и ряд других высокопоставленных сотрудников. Его преемник, еще не назначенный, окажется перед тяжелой задачей найти около 5000 абитуриентов, убежденных что американское образование в их интересах. Если он не может сделать этого, будет несколько пустых домов, одетых в черный иерусалимский мрамор, на 430 акрах ландшафтных парков, свидетельствующих о неготовности Ирака принять американское гуманитарное образование.
Ники Вульф - писатель и журналист, специализирующийся в области политики и технологии.
Американское гуманитарное образование мало что может предложить Иракскому Курдистану
1940 | 0 |