Баки Барзани, ekurd.net
Сразу же после освобождения Ирака, Федеральное бюро расследований (ФБР) направило своих агентов по всей стране, чтобы провести краткие беседы с иракскими гражданами, проживающими в Соединенных Штатах. Агентство активно участвовало в изучении мнений изгнанных иракцев, о войне, которая ведется, особенно мнений политических оппонентов, экс-военнослужащих и специалистов по иракским внутренним и иностранным делам.
Большинство из опрошенных выразили глубокую поддержку и благодарность американским войскам. Некоторые предложили материальную и интеллектуальную поддержку. Некоторые из них вступили в американские спецслужбы, а некоторые были привлечены в качестве специалистов и лингвистов в Ираке и Афганистане. Определенное число, однако, критиковало американскую политику и возражало против войны.
Почти все иракцы серьезно предупреждали американских официальных лиц проявлять крайнюю осторожность в отношениях к почитанию иракских религиозных святынь, культурным барьерам, религиозным предрассудкам, этническим разделениям, защите чувствительных объектов, в действиях среди гражданского населения и обращению с вражескими комбатантами и рядовых иракцев.
Американские освободители с самого начала были встречены горячими приветствиями и небывалой овацией. Позже, из-за полного игнорирования этих ключевых советов, все постепенно перевернулось. Проявились антипатия к присутствию США, кровавая внутренняя сектантская вражда и зарубежное влияние.
Министерство обороны США усугубляло эти обстоятельств, выплачивая сотни миллионов долларов США дилетантским иностранным подрядчикам, с очень скудными или вообще отсутствующим знакомством с иракской культурой, историей и обществом. Откаты, злоупотребления и неэффективное использование средств правительства все еще широко практикуются в Ираке и Афганистане.
Отсутствие необходимой подготовки американских войск и важнейших культурных знаний у тех, кого назвали нанятыми советниками привели к серьезным промахам, которые запятнали доверие к США как освободителям...
По мере приближения вывода войск, большинство иракских граждан выражают большую озабоченность будущим исторического курдского города Киркук и других спорных территорий. Они предсказывают худший кошмар, если контролируемый референдум не определит конституционного статуса города Киркук. Они пытаются привлечь внимание США к опасностям, с которым столкнулась их страна.
Нерешенный статус города Киркук представляет наибольшую угрозу для политической стабильности и национального единства страны. Вопрос о Киркуке имеет огромное значение и снова и снова обращает на себя особое внимание. Если Киркук остается практически свободным от насильственных этнических конфликтов после свержения режима Саддама Хусейна в апреле 2003 г., он этим обязан постоянному присутствию США, в противном случае Ирак давно бы запутался во второй гражданской войны.
Генерал Раймонд Т. Одиерно, нынешний командующий американскими силами в Ираке, предложил третьего зарубежного участника посреднических сил в Киркуке и других спорных территориях после вывода американских войск. ООН сможет сохранить статус-кво, однако, в конечном счете, следует искать приемлемое решение, чтобы положить конец давнему кризису, дело, с которым могут гораздо лучше справился Соединенные Штаты, в связи с их лучшим пониманием иракской политики. После того как они получили огромный опыт в делах Ирака в течение последних 7 лет, Соединенные Штаты могут быть лучшим посредником между лидерами общин Киркука, а также представителями федерального правительства и курдским федеральным округом. США имеют больше возможностей влияния, чем любые другие государства или организации.
Без разрешения дилеммы Киркука, Ирак не может быть стабилизирован. Учитывая высокие ставки, США не могут позволить себе отойти в сторону, чтобы своим бездействием дать ситуации низвергнуться в хаос.
Будем надеяться, что пожелания, проблемы, мнения и прогнозы иракцев сыграют на этот раз свою роль.
Без разрешения киркукского кризиса, Ирак невозможно стабилизировать
1940 | 0 |