Али Хама Салих, "Рудав"
Борьба по поводу предполагаемого незаконного экспорта нефти освещалась в местных средствах массовой информации более месяца, но теперь она перенесена в суд. Правящие партий подали в суд на СМИ крупнейшей оппозиционной партии в регионе. Президент Ирака Джаляль Талабани сказал, что экспорт нефти Курдистана в соседние страны целиком законен.
Талабани, который возглавляет Патриотический союз Курдистана, заявил, что подаст иск против газеты "Рожнама", принадлежащей оппозиционной партии Горран, за публикацию статьи FrontPage, в которой обвиняются обе господствующие партии в том, что они получают миллионы долларов в контрабанде нефти.
Ранее Демократическая партия Курдистана (ДПК) во главе с Масудом Барзани, президентом Курдистана, подала в суд на ту же газету за ту же статью, требуя выплатить ей миллион долларов США.
В беседе с журналистами, состоявшейся на прошлой неделе в Эрбиле, Талабани сказал, что те, кто считают их нефтяной бизнес в настоящее время незаконным, "пожалеют".
"ПСК захочет судиться с ними так же, как это сделал ДПК, и мы победим в суде", добавил Талабани на пресс-конференции, в которой могли присутствовать только СМИ двух основных партий.
Шум из-за нефти возник после того, как "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью, заявив, что Региональное правительство Курдистана продает сырую нефть и нефтепродукты в Иран. По ее мнению, эта нефтяная торговля проделывает "самую большую дыру" в санкциях США против исламской страны.
Но министр природных ресурсов, Ашти Хаврами, сказал в четверг, что КРГ экспортирует не нефть, а нефтепродукты. Он также сказал, что это вполне законно, что региональное правительство продет свою нефть.
Талабани охарактеризовал обвинения как "неправильные".
Но ни одна из двух правящих партий не подала в суд на "Нью-Йорк таймс" за опубликованную статью.
Талабани также отметил, что Курдистан экспортировал нефть еще до краха режима Саддама Хусейна с месторождения Шивашок недалеко от города Коя в провинции Эрбиль.
"Постсаддамовское правительство приняло на себя нефтяные сделки Саддама", добавил Талабани.
Талабани сказал, что существует лишь два обязательства, которые КРГ выполняет. Во-первых, экспорт нефти должен идти через трубопроводы, которые назначает иракское правительство.
Во-вторых, средства, вырученные от экспорта нефти, должны передаваться правительству Ирака, или КРГ могут брать их себе при условии, что соответствующая сумма будет вычтена из 17% доли бюджета региона, перечисляемой Багдадом.
"Таким образом, это не контрабанда, но законный путь экспорта", сказал Талабани. "Кроме того, эти компании подписали нефтяные сделки с нашими гигантскими нефтяными компаниями, которые не занимаются контрабандой нефти".
Он сказал, что КРГ было подписало соглашение с иракским федеральным правительством, заявив, что "если закон о нефти не был принят до 2007 года, КРГ должно было иметь право заключать контракты с нефтяными компаниями".
Имея в виду движение Горран, Талабани сказал, что оппозиция попросту выдвигает необоснованные обвинения, когда дело доходит до вопроса о нефти.
"Это обвинение, в том же роде, как и их предыдущие обвинения", сказал Талабани.
"Некоторые из наших друзей думают, что как оппозиция, они могут обвинять правящие партии в чем угодно. Но оппозиция должна заниматься не этим. В действительности, оппозиция должна выявлять злоупотребления".
"По моим сведениям, те, кто поднял этот вопрос, в настоящее время жалеют об этом. Они заявили, что "мы не должны были делать то, что сделали, потому что они знают, что они проиграют в суде", добавил Талабани.
Но Мухаммед Рахим Тофик, пресс-секретарь движения Горран сказал, что у газеты его партии было достаточно доказательств того, что КРГ ведет незаконный бизнес с нефтью.
"Мы не сожалеем обо всем, что мы говорили о незаконном вывозе нефти", сказал Рахим.
Новые обвинения воспринимаются как удар по попыткам примирить Горран с ПСК.