В центре внимания французских газет по-прежнему события в Африке. Сегодня газеты пишут не только о Ливии и о Кот д'Ивуаре, но и о Сирии, где около месяца назад начались антиправительственные выступления. В пятницу демонстрации, в которых участвовали десятки тысяч человек, затронули 16 городов, в том числе, и крупнейшие города страны Дамаск и Халеб.
Полиция вчера вела себя относительно мирно (по сирийским, конечно, масштабам), – было убито всего 2 человека, в то время как с 15 марта количество погибших в Сирии составило 200 человек, – пишет "Либерасьон".
Таким образом, формирование нового правительства в четверг и освобождение 200 арестованных не привело к восстановлению спокойствия в стране, и положение становится все более беспокоящим. Правозащитники указывают, что протестное движение затрагивает сегодня все религиозные конфессии, все национальные меньшинства. Несмотря на то, что власти приняли решение о предоставлении сирийского гражданства курдам, которые до этого имели статус апатридов, волнения происходили вчера и в курдских городах.
Явно, что режим президента Башара аль-Асада сменил тактику, и отказался от постоянного применения силы против манифестантов, – пишет газета. – Понял ли он, что подавление протестов не приводит к их полному исчезновению? Или на него подействовало то, что все больше и больше солдат отказываются выполнять приказы? А может быть, нужно видеть здесь американское влияние – ведь в пятницу госсекретарь США Хиллари Клинтон призвала сирийское руководство не применять силы по отношение к собственному народу?
Аналитики указывают что президент, видимо, не полностью контролирует ситуацию в стране и является заложником существующей системы. Если внимательно вглядеться в ситуацию, – пишет газета, – то представляется, что сегодняшнее положение контролируется не столько политическими силами, сколько спецслужбами. Но и спецслужбы не знают, как справиться с многочисленными протестами. Тем более что у них нет центра, который мог бы координировать подавление выступлений. В Сирии не менее 17 секретных служб, причем, все они друг с другом конкурируют. А руководство над ними осуществляет младший брат президента Махер, который не политик и, как говорят правозащитники, понимает только язык силы.
Власти, – пишет "Либерасьон", – пытаются припугнуть народ, напоминая о событиях 1982 года в Хаме. Хама – это сирийский город, где в 1982 году вспыхнуло исламское восстание, которым руководила организация "Братья-мусульмане". Восстание было жестоко подавлено сирийской армией, погибло от 15 до 25 тысяч человек.
Но говорить о том, что режим проиграл, еще рано. Остается еще время – правда, немного – для того, чтобы начать важные реформы, – пишет "Либерасьон".
По мнению газеты "Фигаро", режим сделал манифестантам слишком мало уступок и слишком поздно. Газета приводит слова одного из ливанских политологов, который считает, что в Сирии уже ничего не будет, как раньше, и что дни режима сочтены. Похоже, – пишет "Фигаро", – что внутри сирийского военного руководства начинается раскол, причем, связанный с религиозными расхождениями между суннитами и близкой к шиитам правящей династией алавитов. Если и на самом деле события будут развиваться в этом направлении, – приводит газета слова одного суннита, – то в Сирии может начаться гражданская война, последствиями которой могут стать несколько сотен тысяч жертв и раздел страны.