Тезис, что "курдской проблемы не существует", в настоящее время стал тезисом курдских политиков с фланга прокурдской Партии мира и демократии партия (БДП)-РПК (Рабочей партии Курдистана).
Они отложили этот тезис, только чтобы заменить его тезисом, что есть проблема Курдистана. И, таким образом, борьба за права, основанные на этнической принадлежности была вытеснена политикой, направленной на построение курдского национального государства. Курдские политики определяют эту политику как "требование статуса".
Но в реальности, в Турции теперь есть курдская проблема. А что касается курдского политического движения, то у него есть проблема Курдистана. Предстоящие 12 июня выборы формируются вокруг этих двух проблем. В самом деле, позиции, которые заняли политические партии, а также политические платформы, связаны с этой проблемой. И различные заговоры с целью повлиять на баланс голосования, такие как провокация 6 июня Партии националистического движения (ПНД) в Диярбакыре, на самом деле нацелены на разжигание костра вокруг этой проблемы. "Эргенекон" пытается сделать свой способ вырваться из ямы, в которую он упал, апеллируя к этой проблеме. А то, что делает БДП, должно добавить проблему Курдистана к курдской проблеме в Турции.
Когда налицо проблема, есть два подхода, которые могут быть приняты. Во-первых, попытаться получить очки от решения проблемы. Второй подход заключается в попытке использовать проблему, чтобы получить кредит после усугубления ее. Итак, кто хочет решить курдский вопрос, и кто желает использовать его? Задумайтесь на минуту и попытайтесь классифицировать всех политических деятелей и даже террористические группы по отношению к этому вопросу. Когда вы сделаете это, получится очень ясная картина. Единственная сила, желающая решить проблему - Партия справедливости и развития (АКП). Все остальные просто хотят воспользоваться преимуществами от использования проблемы. Во главе этого списка РПК и БДП. В конце концов, будет ли в такой Турции, где наши курдские граждане будут рады и готовы жить в установленном государством порядке, арена для ухода в организации типа РПК? Будут ли еще ПНД в Турции, где курдская проблема будет полностью устранена? Что бы эксплуатировал Эргенекон в своих усилиях построить военный порядок? Какие предлоги использовали бы люди, чтобы скрыть свои беззакония?
В среду, я присутствовал на предвыборном митинге Партии справедливости и развития в Диярбакыре. У людей были надежды. Даже те, кто показывал знак "виктории" избирательному автобусу премьер-министра, были счастливы и полны надежд. В Диярбакыре воздух оптимизма. Полемика, в которую премьер-министр вступил с Народно-республиканской партией (НРП) и БДП по курдской проблеме, является по своей сути провокационной. То, что он говорит (возвращаясь к 1930-м и 1940-м годам в Турции), что, чем фактически является курдская проблема – это конструкт НРП, и теперь БДП существует с этой проблемой. Вот как он объясняет утверждение, которое он сделал в прошлом в городе Ван, что "с курдской проблемой покончено": "курдская проблема вот-вот на грани решения. Те, кто сравнит проблему сейчас с тем, как это было в 2005 году, должны признать, что мы добились с тех пор больших успехов. Путь, на котором мы находимся сейчас, является правильным и ведет к решению. Новая конституция решит остающиеся проблемы в один миг, и с тех пор, курдская проблема будет темой, которая существует только для заинтересованных историков."
После митинга в Диярбакыре, у меня была возможность пообщаться с премьер-министром в самолете. Он был доволен приемом, который он получил в Диярбакыре. Он хочет поднять общую волю, чтобы увидеть эту проблему решенной. Голоса, которые АКП определенно получит, в основном ясны в этом пункте. Единственное реальное беспокойство, которое имеет Эрдоган в этом пункте, это получить достаточное число, чтобы иметь право выставить конституцию на референдум.
Наибольшая трудность, стоящая перед избирательным процессом в Юго-Восточной Турции - безопасности избирательных урн. Изменения в правилах, которые теперь позволяют силам безопасности находиться в 15 метрах от урны, облегчила некоторые заботы премьер-министра. Политика есть диалектический процесс. Премьер-министр в настоящее время использует лидера НРП [Кемаля] Киличдароглу как источник вдохновения. Он также считает очень важным, что 2000 человек собрались в Хаккари, где НРП получила 250 голосов.
Тот факт, что БДП вдруг стала подчеркивать проблему Курдистана, на самом деле признак того, что курдская проблема была решена и что ожидается, что после выборов наступит еще более сильное развитие событий на этом фронте. Встречи с [Абдулллой] Оджаланом происходят в рамках темы всеобщей амнистии и ликвидации РПК. Есть те, кто возражает против этого. Тот факт, что насилие возросло, несмотря на прекращение огня, показывает, что на самом деле есть очень глубокие трещины в курдской политике.
Так как Турция решает курдскую проблему с этими выборами, именно курды утверждают, что "нет никакой проблемы Курдистана", которая бы завершила решение проблемы для курдских националистов.
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы перепечатываем эту статью человека, близкого к руководству АКП, поскольку она очень ярко показывает видение ситуации кругами Эрдогана. В сущности говоря, эти круги всегда недооценивали курдский национализм, считая его каким-то наносным конструктом, который растает, как снег на солнце, стоит курдам дать общегражданские права. Единомышленники Эрдогана, как в сущности и кемалисты, слишком буквально понимают выражение "решение курдской проблемы": стоит, мол, произвести некоторые действия (запретить курдский язык или, наоборот, разрешить его) – и курды потеряют всякие национальные претензии и превратятся в обычных турецких граждан, только с некоторой этнической спецификой – курдов по форме, турок по содержанию. И получится сплошной фонтан "Дружба народов", где латыши, эстонцы, русские, армяне, азербайджанцы, узбеки, киргизы и т.п. (в нашем случае: турки, курды, лазы, черкесы), в национальных костюмах, но на одно лицо, будут стоять, взявшись за руки и исполненные глубокой благодарности родной Партии справедливости и развития.. Это очевидное заблуждение: политический национализм неизбежно следует за культурным, признание всех языковых и культурных прав за французами в Канаде, басками в Испании, фламандцами в Бельгии, наконец теми же курдами в Ираке как известно не ликвидировало национализм у этих народов, а перевело его в новое русло – русло демократической политики. Нет никаких оснований считать, что и решение культурно-языковых проблем курдов в Турции не заставит их с тем большей активностью поднять вопрос автономии, а решение вопроса об автономии – и далее, уже на новом уровне, отстаивать свои политические права и интересы. Курдский национализм неизбежен, потому что в наше время национализм, по сути, продолжает быть условием выживания и развития этносов. Представители государствообразующих этносов, воспринимающие как нечто само собой разумеющееся, что их родной язык звучит во всех сферах общественной и политической жизни, могут этого не замечать и воспринимать претензии меньшинств как какую-то блажь
или опасную демагогию людей, имеющих с раздувания национализма политический профит: зачем, мол, требовать школ на языке своего небольшого этноса, когда есть обучение на понятном всем, открывающем все двери государственном? Но любому турецкому интеллигенту, искренне считающему себя противником всякого национализма (и курдского, и турецкого) можно предложить мысленный эксперимент: например, представить себе, что в Турции английский язык введен в качестве основного государственного, языка делопроизводства и школы (ведь перед человеком, владеющим английским, открывается несравненно больше дорог, чем перед человеком, владеющим турецким – так зачем же тогда и школы на турецком языке?). Или представить себе Турцию частью большого мусульманского государство, в котором общим официальным языком и языком школы является арабский, и которое централизованно управляется, скажем, из Дамаска или Багдада – тогда, в сущности, даже Мюмтазер Тюрконе поймет, какую роль играют в существовании этноса политические институты.