Иран, Ирак и Сирия хотят создать свой газопровод в противовес Nabucco – газовую магистраль с крупнейшего иранского месторождения Южный Парс. В перспективе проект ценой $10 млрд может угрожать экспортным интересам "Газпрома" в ЕС, предупреждают эксперты.
Иран, Ирак и Сирия подписали меморандум по строительству газопровода с иранского месторождения Южный Парс в Европу, сообщает иранское информационное агентство IRNA. Проект, стоимость которого оценивается в $10 млрд, предусматривает транзит иранского газа в европейские страны, включая Грецию, по трубопроводу длиной 5 тысяч км, который будет пролегать по территории Ирака, Сирии, Ливана, далее газ будет поставляться в Европу по Средиземному морю.
Трубопровод, который уже получил название «Исламская магистраль», может войти в строй в период между 2014 и 2016 годами. Его проектная мощность – 110 млн кубических метров газа в сутки.
"Южный поток"
— проект газопровода, который пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее будет разделен на две ветви, которые пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию....
Ежедневная добыча газа в Иране, второй после России стране по газовым запасам, составляет почти 600 миллионов кубометров, причем почти весь этот объем потребляется внутри страны. С 2015 года в Иране рассчитывают вдвое увеличить добычу газа и поставлять на экспорт до 250 миллионов кубометров в сутки, в первую очередь за счет разработки месторождения Южный Парс. О своих потребностях в иранском газе уже заявили Ирак (10–15 млн кубометров в сутки), Сирия (15–20 млн кубометров) и Ливан (5–7 млн кубометров до 2020 года).
После подписания меморандума глава государственной иранской газовой компании NIGC Джавад Оджи заявил, что Южный Парс, с извлекаемыми запасами в 16 трлн куб. м газа, – это «надежный источник поставок, что является необходимым условием строительства газопровода – условием, которого нет у Nabucco». По его словам, к настоящему моменту проведено около 20 экспертных встреч с представителями Турции, Ирака и Сирии – представители всех этих стран дали соответствующие письменные разрешения.
Эксперты полагают, что этот проект действительно станет альтернативным для газопровода Nabucco, который находится в замороженном состоянии из-за отсутствия сырьевой базы. Nabucco, лоббируемый ЕС, планировалось проложить из Ирака, Азербайджана и Туркмении через территорию Турции. Иран также рассматривался в качестве ресурсной базы, однако был исключен из проекта в связи с экономическими санкциями ООН против страны.
Nabucco
Газопровод Nabucco предназначен для поставки в страны Европы газа из Прикаспийского региона, а также, возможно, Ирана и Ирака. В проекте с равными долями по 16,67% участвуют австрийская OMV Gas & Power...
"И Nabucco, и иранский проект ориентированы на газ с новых месторождений, поэтому они являются прямыми конкурентами", – констатирует глава East European Gas Analysys Михаил Корчемкин. Начало строительства Nabucco было отложено на два года, до 2013-го, а поставки по нему начнутся не ранее 2017 года; кроме того, источники наполнения Nabucco пока до сих пор не определены.
В долгосрочной перспективе иранский проект может стать еще и конкурентом российскому проекту "Южный поток" по поставкам в Европу. Реализация «Южного потока» затягивается: помимо затянувшихся экологических согласований с рядом стран, Турция пока не дает России добро на прокладку трубы в Черном море в своей экономической зоне. Но и в случае запуска «Южного потока» Европа может быть заинтересована в строительстве альтернативной трубы.
"Европа сейчас обеспокоена проблемами бесперебойности и диверсификации: она не хочет зависеть от России. А если пустить на рынок сразу несколько газовых поставщиков, то между ними возникнет конкуренция и конкурентные цены", – поясняет руководитель аналитического управления ИФК "Алемар" Василий Конузин. Если иранский проект будет реализован, то конкуренция "Газпрому" обеспечена, уверен аналитик.
Правда, перспективы реализации "Исламской магистрали" пока достаточно туманны.
Политические риски проекта, учитывая ситуацию в Иране и Сирии, достаточно велики. Кроме того, нельзя исключать, что у сторон возникнут проблемы с финансированием строительства,
предупреждает гендиректор фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Нужно помнить и об экономических санкциях против Ирана, которые сохраняются до сих пор, добавляет аналитик.