Процесс решения курдской проблемы в Турции столкнулся с новым препятствием, когда в СМИ просочились документы, вызвавшие подозрения, что за убийством трех курдских активисток в Париже в прошлом году стоит турецкая разведка. Курдский интеллектуал Умит Фират говорит, что это не удивительно, но более важная проблема состоит в том, что турецкое правительство проиграет, если не продолжит демократические реформы.
Газета "Todays Zaman" опубликовала текст его интервью.
В чем важность последнего заседания, прошедшего в тюрьме на Имрали 11 января между делегациями "Партии мира и демократии" (BDP) и "Народно-демократической партии" (HDP), и Оджаланом?
Когда Турция находится в критическом состоянии – из-за событий в Гези и последнего коррупционного скандала - правительство тщательно следит за сообщениями, поступающими из Имрали, потому что самая динамичная часть общества в политике это курды Турции. Поэтому очень важно, как курдская оппозиция будет реагировать на последние события, поскольку они вполне организованы. Как видно, у основной оппозиционной "Народно-республиканской партии", CHP, до сих пор нет эффективной оппозиции. Поскольку правительство AKP находится на линии огня, оно придает значение словам Абдуллы Оджалана.
Любопытно, займет ли он про- или антиправительственную позицию после недавних событий в турецкой политике. Что случится?
Если Абдулла Оджалан занял антиправительственную позицию после 17 декабря, возможно, это окажет провокационное влияние. И тогда усилия по решению курдской проблемы, приложенные в прошлом, могут быть потеряны. Оджалан знает это очень хорошо, и избегает шагов, которые могли бы ослабить или даже свергнуть правительство. Оджалан хочет, чтобы его диалог с правительством продолжался.
Может ли курдская проблема быть решена усилиями Оджалана?
Решение курдской проблемы это отдельная тема. Курдский вопрос существовал еще до Оджалана и РПК. Правительство пытается решить проблему РПК с Оджаланом. У курдов в Турции есть некоторые требования, и правительство может удовлетворить их. Тем не менее, удовлетворение этих требований не удовлетворяет РПК и Кандиль. Их требования выходят за рамки решения курдской проблемы в Турции. Они хотят Курдистан, другими словами, они хотят править автономной областью под названием Курдистан.
Должен ли этот Курдистан быть похожим на Иракский Курдистан?
Да, они хотят автономии и хотят, чтобы он был похож на Иракский Курдистан в плане административной структуры, но они не говорят так, поскольку они не находят Иракский Курдистан достаточно модернизированным. В конце концов, они хотят автономной области в Турции. Они хотят, чтобы турецкое правительство несло ответственность за проекты инфраструктуры Курдистана, но они хотят управлять этим регионом самостоятельно. То, чего хочет РПК, это управлять Курдистаном, а не решать курдский вопрос в Турции.
Таким образом, Оджалан и BDP хотят создания курдского автономного региона в Турции?
То, что говорит BDP, не так важно для Оджалана… Политическая автономия курдов была сформулирована Оджаланом. Тем не менее, они не хотят автономии в соответствии с действующей политической структурой Турции. Они разработали систему, в которой будет 20-25 регионов Турции, своего рода местные администрации, образованные с целью децентрализации турецкой системы в соответствии с большей демократизацией Турции. Но пока это только на бумаге; их реальная цель - иметь две центральные системы в Турции: одна с центром в Анкаре и еще одна с центром в Диярбакыре.
Как Оджалан вернулся на политическую сцену после его захвата в 1999 году?
В 1999 году Оджалан был дистанцирован от руководства РПК, так как был захвачен в Кении и посажен в тюрьму. У РПК был свой план администрации, без Оджалана. Тем не менее, молодой адвокат, работающий с Оджаланом, наладил связь между Кандилем, Имрали и европейским руководством РПК. Между 1999 и 2004 годами адвокат [Махмут Чакар] передал информацию, что Оджалан здоров и в состоянии принимать собственные решения на Имрали, так что нет никаких оснований не полагаться на его руководство. Тогда Оджалан начал решать через своих адвокатов, кто будет ведущим и с каких позиций в РПК и DTP ["Партии демократического общества"]; тогда еще не было BDP.
Как долго это продолжалось?
Примерно до 2009 года. Ни один министр юстиции не был в состоянии контролировать [что Оджалан делает на] острове Имрали. Тогда в 2007 году вышел закон, гласящий, что во время переговоров Оджалана со своими адвокатами на острове должны присутствовать официальные лица, назначенные прокурором. Оджалан был зол, что чиновник из правительства будет присутствовать при его разговорах с адвокатами.
Так вы говорите, что до 2009 года Оджалан вел диалог с военными, а не с гражданским правительством?
Да, и вы можете видеть, что Оджалан горячился в то время, когда дело Эргенекона стало разбираться в судах, и он называл правительство "Зеленый Эргенекон" (имея в виду исламский акцент правительства АКP). Он говорил своим адвокатам, что многие люди из военных, с которыми он имел близкие связи, были задержаны по делу Эргенекона. Тогда в 2010 году - с началом работ по новой конституции, процесса в Осло, переговоров Хакана Фидана [главы Национальной разведывательной организации Турции (MIT)] с Оджаланом, и, при очевидном уменьшении мощности военных в Турции, он представил себя как человека, с которым правительству AKP нужно разговаривать. Так он начал диалог с правительством, которое было в состоянии управлять страной после завершения военной опеки в 2010 году.
Чего вы ожидаете в этом году, насколько продвинется разрешение курдской проблемы?
В прошлом году премьер-министр Эрдоган настаивал на новой конституции и президентской системе для Турции. Похоже, дебаты о президентской системе закончены, и через семь месяцев будут выборы на пост президента; между ними будут местные выборы. И у нас будут всеобщие выборы в 2015 году. Таким образом, обещания правительства по решению курдской проблемы должны быть реализованы в 2014 году.
Какие из обещаний премьер-министра Эрдогана, вероятно, будут реализованы в этом году, особенно в этой атмосфере, когда великий коррупционный скандал занимает всю повестку дня нации?
Он должен попробовать еще раз обновить Конституцию Турции. Это демократическое требование, и это также требование курдов. Понятно, что AKP не сможет написать новую конституцию с CHP и MHP ["Партией националистического движения"], так что AKP может попытаться сделать это с BDP. В 2013 году у нас были некоторые хорошие события, а также некоторые не очень хорошие в отношении решения курдской проблемы. То, что ежедневная церемония национальной присяги была отменена в школах, было хорошим шагом вперед. Ее отмена была требованием курдов, но этот ритуал был надоедливым для каждого гражданина Турции. Потом был сигнал о свободном преподавании и изучении курдского в частных школах, но никакого регулирования, чтобы сделать это возможным, не вышло. Было также очень простое, основное требование курдов - разрешить использование курдского алфавита. В прошлом году премьер-министр Эрдоган сказал: "Оставьте свободные клавиши". Кроме того, должны быть некоторые реформы, сделанные в отношении местного самоуправления, например, в городах, где курды составляют большинство, местные администраторы должны быть в состоянии принимать решения о местных делах. Это, действительно, современный способ управления. Оппозиция выступает против такого развития событий, но правительство должно быть в состоянии сказать всем, что все демократические шаги, предпринятые для решения курдского вопроса, означают шаг вперед для всего общества. Есть хорошие события, такие как инфраструктурные проекты и дороги на востоке и юго-востоке Турции, чего вы никогда не могли себе представить раньше. Тем не менее, новая конституция является основным способом решить основные вопросы в Турции, потому что мы должны удалить ограничительный менталитет, который во время переворота 1982 года создал конституцию. Почему местные жители не могут назвать улицу в честь одного из своих уважаемых лидеров? Это по-прежнему не представляется возможным в Турции.
Почему нет?
Еще есть чиновники, которые настаивают на практике старых правил бывшего ограничительного режима. Но так как правительство, похоже, имеет возможность противостоять любым организациям или движениям, которые она воспринимает как ограничивающие его собственные действия, то оно также должно быть в состоянии справиться с этой задачей борьбы с представителями старой ограничительной системы.
Вы говорите, что правительство может сделать это, но вы, кажется, не уверены, что оно на самом деле собирается сделать это. Какие сомнения у вас есть в связи с этим?
Я осторожен. Похоже, что премьер-министр сегодня в состоянии иметь дело со всеми своими оппонентами. Например, он открыто идет против Гюленовского общества. Кажется, что он никому ничего не должен. Если правительство имеет право на реструктуризацию Верховного Совета судей и прокуроров (HSYK), то оно должно быть в состоянии провести и демократические реформы.
Это звучит как утопия, потому что перестройка HSYK была оценена как шаг по разделению полномочий и, следовательно, приведет к регрессии демократических стандартов. Многие люди сегодня говорят о диктаторском стиле Эрдогана, или единовластии. Каково ваше мнение по этому поводу?
Я бы сказал, что это "правило одного человека", Тайип Эрдоган может делать все, что хочет сделать, без согласования с кем-либо. И база его партии должна принимать все, что он говорит. Если AKP не реализует больше демократических реформ, то у нее не будет ничего нового, что можно предъявить электорату. С тех пор, как AKP пришла к власти, во время каждых выборов она предлагала что-то новое, чтобы положить конец старой недемократический системе. Если она не сможет продолжать делать это, AKP придет конец.
Сможет ли "Партия справедливости" или Реджеп Тайип Эрдоган достичь соглашения с курдами, не объясняя убийства в Улудере (Робоски)?
В Турции произошло слишком много вещей, подобных Робоски. Таких Робоски было много. Курды не подчеркивают Робоски и не говорят, что не будут участвовать в решении курдской проблемы, потому что правительство не объясняет, что там произошло. Робоски, как и другие болезненные события, могло найти свое место в качестве части проекта, чтобы противостоять прошлому, может быть, через комиссии по установлению истины. Курды не смогут получить какие-либо результаты в процессе решения, если сделают Робоски приоритетным вопросом.
Существует новое предположение, циркулирующее в национальных средствах массовой информации, что Национальная разведывательная организация (MIT), возможно, сыграла свою роль в убийстве трех женщин "Рабочей партии Курдистана" (РПК) в Париже в прошлом году. Какова ваша интерпретация этого? Может ли это быть частью усилий по подрыву процесса решения курдской проблемы?
В день, когда были совершены убийства, я сказал, что они были тщательно спланированы и направлены на саботаж процесса решения курдской проблемы. MIT была вовлечена в очень грязные операции в Турции; MIT была вовлечена во многие провокации; MIT даже выдает красные [дипломатические] паспорта людям с темным прошлым, чтобы обеспечить их передвижение и т.д. Можно сказать, что была организация, связанная с MIT, которая также сыграла свою роль в убийстве 33 турецких солдат, событии, которое привело к концу прекращения огня с РПК в 1993 году. То же тип глубинного государства в MIT по-прежнему существует. Безусловно, они не покинут сцену спокойно. Структура этого глубинного государства была ослаблена следствием по делу Эргенекона, но есть признаки того, что оно возвращается, и убийства в Париже, скорее всего, один из этих признаков.
Умит Фират родом из Бингеле. Владел книжным магазином в Анкаре между 1973 и 1979 годами, пока не был отправлен в тюрьму на четыре года репрессивными властями после военного переворота 12 сентября 1982. Житель Стамбула с 1989 года. Принимал активное участие в формировании многих курдских инициатив, в том числе "Хельсинкской гражданской ассоциации" (HYD) и "Инициативы курдских интеллектуалов", которая организовала значимую конференцию, благодаря которой курдам Турции впервые было позволено использовать слово "курдский" в названиях. В начале 90-х он активно работал в широко признанном демократическом движении "Cem Boyners widely respected New Democracy Movement (YDH), которое позже трансформировалось в политическую партию. В 2004 году он активно участвовал в кампании по сбору подписей в Турции под текстом, озаглавленным: "Чего хотят курды в Турции?" Текст был опубликован в "International Herald Tribune", "Le Monde" и "Frankfurter Allgemeine Zeitung". Он писал колонки для различных турецких изданий, а в настоящее время работает на телевизионной студии "Haber" в качестве политического советника.
Теги: Турция, Турецкий Курдистан, Умит Фират, курды, Имрали, BDP, HDP, Абдулла Оджалан, AKP, CHP, Реджеп Тайип Эрдоган, РПК, Кандиль, Иракский Курдистан, Курдистан, Диарбакр, DTP, Эргенекон, Хакан Фидан, MIT, MHP, HSYK, выборы, Робоски, Париж