НАТО полагает, что никто лучше Турции не справится с управлением аэропортом Кабул. Однако в таком случае Анкара рискует не только превратиться из друга Афганистана в оккупанта, но и заполучить во враги "Талибан"* ( террористическое движение, запрещено в РФ), отметил колумнист "ПолитЭксперта" Хаял Муаззин.
Из друзей в оккупанты
На фоне продолжающегося ухода американских войск из Афганистана талибы выдвинули ультиматум Турции. Они потребовали от президента республики Реджепа Тайипа Эрдогана вывести военный контингент из страны. В противном случае, несмотря на многолетнюю дружбу государств, турецкие солдаты будут восприниматься как оккупанты и талибы начнут с ними войну. Соответствующее заявление сделал официальный представитель "Талибана" Забихулла Муджахид.
Сейчас Вашингтон и Анкара продолжают обсуждать нахождение 500 турецких военных в Кабуле для контроля аэропорта. Однако очевидно, что война с талибами вряд ли входит в планы Эрдогана. Подобный конфликт может окончательно уничтожить его рейтинг, пошатнувшийся из-за небывалой инфляции и роста цен в стране.
Турция в прошлом месяце вызвалась взять на себя управление аэропортом Кабул и обеспечение его безопасности в Афганистане. В настоящее время ведутся переговоры с афганским правительством, США и талибами для выяснения деталей.
НАТО признала, что эта миссия подходит Турции лучше, чем другим членам Альянса. Анкару с Кабулом связывает давняя крепкая дружба, отметил колумнист "ПолитЭксперта" Хаял Муаззин.
Афганистан был первой страной, признавшей Турцию в 1921 году. Король Аманулла Хан был очень вдохновлен и впечатлен "Кемалистскими реформами" в турецком государстве. После своего визита в республику в 1928 году эмир захотел ускорить темпы внедрения нововведений в Афганистане.
Действовавший тогда турецкий президент Мустафа Кемаль Ататюрк решительно поддержал короля в его начинаниях, но посоветовал не торопиться, потому что, по его мнению, афганское общество может быть не так восприимчиво к подобным реформам, как республиканская Турция.
Сотрудничество стран в конце 1920-х годов рассматривается ООН как первый пример технической помощи иностранному государству. Афганистан и Турция взаимодействовали в том, что касалось военной и медицинской подготовки, а также в сфере искусства, музыки.
Первые современные больницы и родильные отделения в Афганистане были созданы турецкими медицинскими бригадами. Афганские ветеринары прошли обучение у своих турецких коллег. При содействии турецких фармацевтов были созданы временные фармацевтические исследовательские лаборатории. А королева Афганистана Сорайя была так взволнована темпами реформ, что пожертвовала часть своей недвижимости посольству Турции вместе с несколькими зданиями.
Однако, если Анкара в конечном итоге возьмет на себя миссию в аэропорту Кабула, это будет чревато серьезными рисками. В конечном итоге она может перестать быть "образцом для подражания" Афганистана.
Возможности и риски
Поскольку переговоры между Турцией и США еще не завершены, обе стороны, вероятно, пока не сошлись во взглядах. Сейчас миссия военных Анкары сопряжена с возможностями и с серьезными рисками. В частности, с опасностью столкновений с талибами. Шансы Турции подчинить их равны нулю.
Что же касается возможностей, то Анкара в силах поспособствовать стабилизации Афганистана, но это будет колоссальная задача. Однако стоит отметить, что "Талибан" не является монолитным движением. Племенные различия широко распространены, и отношение к Турции будет формироваться в соответствии с ними. Фракции могут ослушаться руководства, если увидят противоречие между их интерпретацией шариата и получаемыми ими приказами. С турецкой стороны среди важной части общественности наблюдается явное нежелание. Оно проистекает из опасений, что многовековое позитивное восприятие Турции афганским народом может быть нарушено в случае столкновения талибов и солдат Анкары.
Тем не менее у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана есть еще одна причина, по которой он вызвался взять на себя эту задачу: ему нужен громкий успех, заглушающий огрехи в экономике и плохую репутацию верховенства закона в турецком государстве.
Одним из преимуществ является идеологическая близость Эрдогана к некоторым консервативным кругам в Афганистане. На снимках времен 1985 года еще тогда будущий президент Турции был запечатлен в дружественной компании с Гульбеддином Хекматияром, лидером политической партии "Хезб-и-Ислами", который известен своими радикальными взглядами. Эти прошлые отношения могут приоткрыть для Эрдогана двери "Талибана".
Пакистан из-за его неразрывных связей с членами движения, а также региональные игроки — Китай и Россия — крайне заинтересованы в будущем Афганистана. В этой сложной обстановке Турции придется приложить гигантские усилия, чтобы добиться успеха в решении столь сложной задачи.
Теги: Афганистан, Талибан, Кабул, Турция, армия Турции, Реджеп Тайип Эрдоган, НАТО, США