Говорят, что именно эта река орошала библейский Эдемский сад и помогла породить саму цивилизацию. Но сегодня Тигр умирает. Человеческая деятельность задушила его некогда могучий поток через Ирак, где с его второй рекой Евфратом он сделал Месопотамию колыбелью цивилизации тысячи лет назад, сообщает "phys.org".
Ирак может богат нефтью, но страна страдает от нищеты после десятилетий войны, засух и опустынивания.
По данным ООН, страдая от одного стихийного бедствия за другим, она входит в пятерку стран, наиболее подверженных изменению климата.
С апреля температура превышает 35 градусов по Цельсию, а интенсивные песчаные бури часто превращают небо в оранжевый цвет, покрывая страну пленкой пыли.
Тигр, спасательный круг, соединяющий легендарные города Мосул, Багдад и Басра, был задушен плотинами, большинство из которых находятся выше по течению в Турции.
Видеожурналист AFP путешествовал по 1 500-километровому курсу реки через Ирак, от бурного курдского севера до Персидского залива на юге, чтобы задокументировать экологическую катастрофу, которая заставляет людей менять свой древний образ жизни.
Путешествие Тигра по Ираку начинается в горах автономного Курдистана, недалеко от границ Турции и Сирии, где местные жители разводят овец и выращивают картофель.
Правительство Ирака и курдские фермеры обвиняют Турцию, где у Тигра есть свой источник, в удержании воды в своих плотинах, резко сокращая поток в Ирак.
Согласно иракской официальной статистике, уровень проникновения Тигра в Ирак упал до 35 процентов от среднего показателя за последнее столетие.
Багдад регулярно просит Анкару выпустить больше воды. Но посол Турции в Ираке Али Риза Гюней призвал Ирак "использовать доступную воду более эффективно", написав в Твиттере в июле, что "вода в значительной степени тратится впустую в Ираке".
У него может быть точка зрения, говорят эксперты. Иракские фермеры, как правило, затапливают свои поля, как они это делали с древних шумерских времен, а не орошают их, что приводит к огромным потерям воды.
Все, что осталось от реки Дияла, притока, который встречается с Тигром недалеко от столицы Багдада на центральных равнинах, — это лужи застойной воды, усеивающие ее пересохшее русло. Засуха высушила водоток, который имеет решающее значение для сельского хозяйства региона. В этом году власти были вынуждены сократить посевные площади Ирака вдвое.
Международная организация по миграции заявила в прошлом месяце, что "климатические факторы" переместили более 3 300 семей в центральных и южных районах Ирака за первые три месяца этого года. "Климатическая миграция уже стала реальностью в Ираке", - заявили в МОМ.
Этим летом в Багдаде уровень Тигра упал так низко, что люди играли в волейбол посреди реки, плескаясь едва по пояс в его водах. Министерство водных ресурсов Ирака обвиняет ил из-за уменьшения стока реки, а песок и почва, когда-то смытые вниз по течению, теперь оседают, образуя песчаные отмели.
Годы войны разрушили большую часть водной инфраструктуры Ирака, и многие города, заводы, фермы и даже больницы остались сбрасывать свои отходы прямо в реку. По мере того, как сточные воды и мусор из Большого Багдада вливаются в сжимающийся Тигр, загрязнение создает концентрированный токсичный суп, который угрожает морской жизни и здоровью человека.
В соседней Басре, которую когда-то называли Венецией Ближнего Востока, многие из истощенных водных путей забиты мусором.
На севере большая часть некогда знаменитых месопотамских болот — обширных водно-болотных угодий, где обитают "болотные арабы" и их уникальная культура, — была превращена в пустыню с тех пор, как Саддам Хусейн осушил их в 1980-х годах. В прошлом месяце местные власти сообщили, что уровень соли в реке к северу от Басры достиг 6 800 частей на миллион, что почти в семь раз больше, чем в пресной воде.
Вторая беда – это засоление воды, поскольку оно вытесняет наиболее ценные пресноводные виды, которые заменяются океанской рыбой. Местные рыбаки не могут переключиться на рыбалку в море, потому что их маленькие лодки не подходят для более неспокойных вод Персидского залива, где они также рискует столкнуться с иранской и кувейтской береговой охраной. И поэтому рыбаки остается на милость сокращающихся рек Ирака, жизнь которых тесно связана с их судьбами и заработком.