Андрей Мельников
Езиды-солнцепоклонники Ирака оказались перед угрозой уничтожения
Ритуальный танец "сама" напоминает о том влиянии, которое оказали на езидизм традиции мусульман-суфиев.
Один из самых страшных террористических актов в постсаддамовском Ираке произошел 15 августа 2007 года. Четыре взрыва прогремели в деревнях западнее североиракского города Мосула, где в основном проживают представители этнорелигиозной группы езидов. Террористы-смертники подогнали наполненные взрывчаткой грузовики к жилым домам. Погибли, по одним данным, около пятисот, по другим – около тысячи человек. Почти все погибшие и раненые – езиды. Надо заметить, что в Северном Ираке проживают всего-то около полумиллиона представителей этой религиозной общины.
Для езидов взрывы 2007 года стали последним звеном в цепи многовековых преследований со стороны мусульманских властителей Ирака. Последователи этой религии не имеют даже той защиты и покровительства, которые предусмотрены Кораном для «людей Писания». С точки зрения мусульман, как, впрочем, и проживающих на Ближнем Востоке христиан, езиды не только не монотеисты, но и поклоняются Люциферу. Образ зла окружающие езидов иноверцы разглядели в Малак-Тавусе (Царственном Павлине) – центральной фигуре езидской космогонии. Как родственный ему зороастризм, езидизм отличает культ солнца и огня. Для мусульман и христиан Востока огонь – стихия падшего ангела.
Езиды оказались на передней линии противостояния между курдами и арабами, проходящей как раз в нефтеносных окрестностях Мосула. На фоне разговоров о возможной федерализации или даже распаде Ирака на отдельные государства спор идет за каждую пядь земли в этом районе. Окружающие арабы, борющиеся с присоединением Мосула к Курдистану, воспринимают езидов как естественных союзников курдских сепаратистов. Действительно, езиды – меньшинство в составе многомиллионного курдского народа, сохранившее исконную, как считают историки, религию курдов. Начиная с X века подавляющее большинство населения Курдистана было вынуждено принять ислам под натиском войск Аббасидских халифов. Лишь небольшая часть курдов остались верны древнему культу, уходящему, как и зороастризм персов, корнями в первобытные индоевропейские верования. Так на религиозной почве сформировался езидский этнос, аутентичный, но сохранивший тем не менее кровную и политическую связь с курдами.
Суровые условия жизни сформировали особый облик жителей езидских деревень Северного Ирака. Любительская видеозапись, которую мне довелось посмотреть, дает об этом представления. Низенькие домики разбросаны по склонам зеленеющих гор. По круто карабкающимся среди камней улочкам бродят усатые мужчины. У каждого на груди висит автомат Калашникова, старый, с потертым деревянным прикладом. Можно только догадываться, какими путями дошло в эти глухие селения это оружие, передаваемое, судя по всему, от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. Они носят автоматы – как горцы Кавказа свои кинжалы. Курды, в том числе и езиды, ведь тоже горцы. Среди народов Ближнего Востока они известны своей воинственностью.
Среди гор Курдистана, в иракской провинции Дахук, расположена главная святыня езидизма – храм Лалыш. Естественно, именно в этом месте езидские предания помещают центр мироздания и существовавший некогда земной рай Бехешт. По мнению езидов, в основании храма Лалыш покоятся останки первого человека Адама.
Над низенькими крышами селения, окружающего храмовый комплекс, возвышаются острые, конусообразные, ребристые купола Лалыша. Их форма и фактура символизируют лучи солнца, освещающего Землю. Они напоминают купола армянских церквей. В остальном архитектура храма достаточно характерна для культовых сооружений других архаичных культов Ближнего Востока и Передней Азии, многие из которых исчезли. Но езидизм живет и в наши дни. В храме Лалыш совершаются богослужения, связанные с поклонением солнцу и огню. Каждый вечер храмовые служители-фараши возжигают в разных частях храма специальные факелы. Древние камни храма там и тут отмечены черными следами многовековой копоти от прогоревшего масла ритуальных светильников.
Каждый езид должен совершать паломничество-хадж в Лалыш. Однако святилище стало труднодоступным из-за своего расположения во взрывоопасном регионе. К тому же бурная история XX века разбросала представителей этого народа в разные части света. Езиды, как и курды, оказались на территории различных государств: Ирака, Сирии и Турции. Во время Первой мировой войны на территории Османской империи они разделили трагическую судьбу армян. Спасшиеся езиды, как и армяне и другие христиане Турции, искали спасения под защитой Российской империи. Езиды расселились в российском Закавказье, а некоторые оказались и в центре страны. Как это характерно и для других гонимых национальных и религиозных меньшинств, некоторые из них преуспели в коммерции, найдя свое место в списках богатейших людей России. Встречаются имена езидов и на политическом олимпе нашей страны.
Купола храма Лалыш символизируют лучи небесного светила, падающие на Землю. Но езидам с трудом удается найти свое место под солнцем.
Недавно представители езидской общины в Москве выпустили альбом, посвященный храму Лалыш, на трех языках – курдском, русском и английском. На презентацию этого издания явилось достаточно много гостей, большинство из которых были все же курды-мусульмане, чувствующие свое родство с езидами, и даже арабы мусульманского и христианского вероисповедания, желающие побольше узнать об этой необычной религиозной группе.
На этой встрече гости живо интересовались у представителей общины особенностями их религиозной практики и быта. В разгар обсуждения со своего места вдруг вскочил невысокий усатый мужчина, удивительно похожий на знаменитого артиста Леонида Каневского. Отрекомендовавшись езидским шейхом, он взволнованно и многословно стал уверять присутствующих, что религиозная традиция его народа живет и на российской земле. В доказательство своих слов он продекламировал молитву на языке курманджи – одном из диалектов курдского языка, использующемся в езидском богослужении.
Езиды, волею судеб оказавшиеся вдали от духовного центра, стараются не забывать о своем происхождении, но практиковать свою религию в отрыве от храма и мест компактного расселения они все же не имеют возможности. Основным препятствием здесь служит сама основа езидизма, предусматривающая разделение культовых функций между представителями различных каст. В диаспоре езиды не могут не только придерживаться кастовой чистоты, но и сохранить чистоту своего происхождения. Ведь езидизм – религия закрытая, как говорят сами представители древней общины, езидизм нельзя принять по убеждению, езидом можно только родиться. Эта закрытость в наше время стала главной причиной сокращения численности этого народа, большая часть которого рассеяна по всему миру.
Опубликовано в НГ-Религии от 20.05.2009
Оригинал: http://religion.ng.ru/style/2009-05-20/8_ezidy.html