Азад Аслан, «Курдиш Глоб»
Экспорт нефти из Курдистана на международные рынки через Турцию хорошо освещался мировыми средствами массовой информации. Ликование и трепет были легко различимы на лицах множества курдских лидеров во время церемонии открытия, ознаменовавшей первый день экспорта нефти, названный историческим.
Действительно, это был исторический момент для курдов, так как это символизировало решимость КРГ контролировать свои природные ресурсы, несмотря на решительные возражения со стороны иракского министерства нефти. Открытие богатых нефтяных и газовых месторождений в Курдистане и, очевидно, заинтересованность международных нефтяных корпораций в добыче и экспорте на рынки этих источников энергии, имеют свои преимущества и недостатки для курдского политического образования и, таким образом, требуют серьезного внимания.
Без сомнения, борьба за собственные источники энергии и их транспортировку на мировой рынок сделало КРГ серьезным глобальным игроком в энергетическом секторе, и, в связи с геополитическим положением Курдистана, в настоящее время также региональным и международном политическим актером. Положение узнаваемой политической силы и обладание богатыми источниками энергии, несомненно, заставляет курдских политических деятелей делать серьезные политические расчеты и выбор.
На национальном, региональном и международном уровнях, КРГ должно уметь вести свою игру, а также разработать последовательную политику, с тем чтобы оставаться сильным политическим актером в региональной и глобальной политике. Экспорт источников энергии во внешний мир обострит существующие конфликты между Эрбилем и Багдадом. Руководимое шиитами центральное правительство в Багдаде, возглавляемое премьер-министром Нури аль-Малики не готово примириться с растущим влиянием КРГ и стремится к централизации иракской политической системы, за счет федерализма. Неразрешенные отложенные проблемы, такие как Киркук, заключение соглашения о разделении власти, закон об углеводородах и другие вопросы являются серьезными препятствиями для того, чтобы КРГ в полной мере задействовало свои источники для развития Курдистана. Эти нерешенные вопросы крайне ослабляют КРГ в его намерении использовать природные ресурсы на благо народа.
Наличие богатейших нефтяных и газовых ресурсов и возможность их транспортировки на мировой рынок, главным образом в Европу, которая сильно зависит от российских поставок, ставит Курдистан в центр глобального энергетического конфликта. Обсуждается вопрос о возможной связи трубопроводов из Курдистана с проектируемым газопроводом Набукко ", разработанным для освобождения Европейского союза от виртуальной монополии российского газа.
17 мая консорциум европейских и ближневосточных энергетических компаний объявил о сделке по разработке газовых ресурсов Курдистанского региона. Сделка стоимостью $ 8 млрд. между австрийской OMV AG, венгерской MOL и Dana Gas и Crescent Petroleum из ОАЭ, как ожидают, подтолкнет поток энергии в Европу через застопорившийся маршрут Набукко.
По данным компаний из ОАЭ, газовые месторождения в Курдистане могут поставлять до 3 млрд. кубических футов газа в день, что необходимо для разрабатываемого Набукко. Этот прогнозируемый объем достаточен для обоснования строительства газопровода в Набукко.
Лишь через два дня после того как Россия подписала договоры с болгарскими, греческими, итальянскими, сербскими энергетическими компаниями, с тем чтобы облегчить создание конкурирующего трубопровода Южный поток, который, как представляется, прозвучал похоронным звоном для Набукко, предполагаемый маршрут через Курдистан вновь оживил его.
Подключение Курдистана к Европе через энергетические коридоры, однако, не является новостью, которую приветствуют в Багдаде. Об этом можно судить по реакциям иракского министра нефти на сделку между европейскими компаниями и ОАЭ. Иракский министр нефти Хусейн аль-Шахристани осудил предложение, сказав: «Мы не допустим, чтобы какая-либо сторона экспортировала газ из региона без разрешения центрального правительства и иракского министерства нефти». Сходную негативную реакцию Багдада также можно заметить относительно соглашений о разведке нефти между международными энергетическими компаниями и КРГ. Багдад внес в черный список компании, которые заключили независимые договоры с Курдистаном.
Это свидетельствует о том, что прежде, чем КРГ полностью интегрируется в глобальный энергетический сектор, должны быть решены существующие проблемы в отношениях между центральным правительством и КРГ. Реакции Багдада и возможные ограничения, которые он может наложить, делают реализацию проекта Набукко очень маловероятной, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
Это, в свою очередь вносит два важных аспекта в политическое развитие как в Курдистане, так и в регионе. Во-первых, из-за стратегической важности проекта газопровода Набукко в Европу, может быть оказано сильное давление на КРГ со стороны европейских и американских правительств, с тем чтобы заставить его решить нерешенные вопросы с Багдаде за счет курдских национальных интересов. Иными словами, Курдистану может быть предложено принести жертвы ради энергетических интересов Европы.
Во-вторых, из-за стратегического значения Курдистанской нефти и газа для наполнения будущего трубопровода Набукко, мировые державы - за исключением России - будут весьма заинтересованы в защите существующей стабильности в Курдистане.
Так или иначе, Курдистан вступил в уравнение международной энергетической борьбы и игр с высокими ставками. Ясно, что основные мировые державы, во имя своих энергетических интересов, не хотят видеть эскалации конфликта между КРГ и Багдадом, а также между КРГ и его соседями, в первую очередь Турцией. Стабильность в Курдистанском Регионе, таким образом, является необходимым условием для мировых держав.
Курдские политические деятели могут использовать эту международную озабоченность, и давить на Багдад, заставляя его действовать в соответствии с иракской конституцией. Как неоднократно подтверждал президент Курдистана, путь к стабильности и процветанию в Ираке лежит через уважение и соблюдение Конституции. Вместо того, чтобы склоняться под мировым давлением с требованием отказаться от своих ключевых притязаний, курды должны решительно противостоять центральному правительству Ирака и мировым державам - даже если это может привести к нестабильности в регионе. Не следует забывать, что как Ирак, так и мировые державы, в основном, ЕС и США, потеряют больше, чем то, что могут потерять курды.
Теперь, когда очень сложная проблема курдского национального вопроса, политического статуса КРГ и его проблемных отношений с Турцией и Ираном, объединились с вопросами глобальной энергетической безопасности и транспортировки энергии, это указывает на тот факт, что иракский Курдистан отнюдь не за пределами опасной зоны. Существующая политическая стабильность и безопасность в Курдистанском регионе весьма уязвимы и хрупки. Курдские политические деятели не должны закрывать глаза на эту очевидную реальность. В интервью телевидению "Аль-Джазира", Нуширван Мустафа, ведущая фигура в среди курдистанских реформистов, наивно заявил, что "поскольку мы в Курдистане прошли опасный этап, и ситуация в областях политической, экономической и безопасности в настоящее время стабильная, существуют хорошие отношения между КРГ и центральным правительством на основе Конституции, диалога и взаимопонимания ". Курдистан еще не прошел этап опасности, наоборот, он еще не вступил в зону реальной опасности. Также отношения между КРГ и центральным правительством в Багдаде не строятся на основе Конституции. Такое слепое и наивное восприятие политики в некоторых кругах в Курдистанском регионе - реальная угроза для курдского национального движения.
Игра с нефтью и газом является серьезным приключением, и курды имеют все исторические возможности для того, чтобы принять участие в этой замысловатой, но захватывающем приключении.
Курдистан в тени нефти и газа и в центре глобальных конфликтов
1837 | 0 |