Я очень люблю русские народные сказки, потому что вырос на них. Они очень поучительны. Сказки – это не вымысел, а кладезь народной мудрости, переданная в образах. Сказки воспитывают, учат, что будет, если человек примет неправильное решение. Поэтому эту статью я хочу начать в стиле сказки.
"Было у отца три сына. Старший — умный был детина. Средний — был и так, и сяк. Ну а младший был дурак!"
Средний, достигнув зрелости, взял то, что ему полагалось по праву наследования, и ушёл, создав свою семью. Жил своей жизнью и ни во что не вмешивался.
Отец когда-то был богатым человеком, но к моменту нашего повествования у него остался лишь один дом. Когда он его покупал, уже познав цену жизни и её горести, он предложил младшему сыну: купить два небольших дома и отделиться — так же, как когда-то отделился средний брат.
Но младший, будучи дураком и живя в иллюзиях, заплакал и сказал:
- Куда ты нас отделяешь друг от друга? Завтра ты умрешь, я опора моего брата, он – опора мне. Мы будем жить вместе как братья до последнего и отделять будем своих детей.
Прошли годы. Отец состарился и сам стал, как ребенок, за которым нужен был уход. А тем временем старший полностью взял бразды правления семьёй в свои руки — и в один прекрасный день выгнал младшего брата с ребёнком из дома.
После долгих скитаний, споров, слёз, вмешательства родственников, младшему всё же удалось получить десятую часть того, что ему полагалось, и купить себе жильё.
Конечно, это сказка, вымысел, придуманный мной. Но, как говорил великий поэт: "Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!" (А. С. Пушкин, "Сказка о Золотом Петушке").
Если два брата не могут ужиться под одной крышей, то как могут ужиться под одной крышей два абсолютно разных народа? Не надо жить в иллюзиях.
В 1923 году мы сами отказались от своего государства, сказав: "Оно нам не нужно, мы будем жить со своими братьями". Результатом стало сто лет геноцида нашего народа: отрицание самого факта его существования, запрет на родной язык, запрет носить национальную одежду, развивать культуру и историю, насильственная ассимиляция, переселения, сожжённые деревни, сотни тысяч убитых...
Почему мы снова наступаем на одни и те же грабли?
Почему предаём мечту, которой живёт наш народ уже сто лет?
Что за утопия — демократический конфедерализм?
Кто дал вам право от имени народа отказываться от идеи национального государства?
Кто дал вам право проводить над ним эксперименты?
Я понимаю: создать государство на данном этапе — непросто. Но ведь и в жизни порой случаются чудеса, о которых человек даже не мечтает.
Ведь сказано в Библии: "Человек создан по образу и подобию Бога".
А значит, человек — тоже создатель. Создатель своей судьбы, своего настоящего и будущего. И мой жизненный опыт показывает: если человек искренне к чему-то стремится и не нарушает законов Вселенной — он обязательно этого достигает.
Ни Вселенная, ни Создатель не против того, чтобы курдский народ имел своё государство.
Почему же мы сами становимся себе помехой?
Разве сотни тысяч мучеников, которых наш народ отдал в жертву, сложили свои головы за эту утопию? Нет!
Они уходили с последними словами на устах: "Да здравствует независимый Курдистан!"
В каждом доме, в каждой семье, в каждом сообществе — хотим мы этого или нет — должен быть лидер, который берёт на себя ответственность за общее будущее. Государство — это тоже сообщество, только масштабом в миллионы людей. Разные народы, разные языки, разные культуры. Но кто-то должен быть во главе, не ради власти, а ради ответственности за страну и за судьбы её людей.
Почему этим народом не могут быть курды?
До каких пор мы будем оставаться людьми второго сорта на собственной земле?
Возможно, лет через сто демократический конфедерализм и станет реальностью. Но сейчас, когда наш народ:
• разделён границами четырёх государств,
• разбросан по миру,
• подвергается ассимиляции и геноциду,
• разобщён по племенам, партиям, религиям, диалектам,
• стоит на грани исчезновения,
— нам необходимо национальное государство, а не эфемерная идея без границ и флагов.
Я живу в Казахстане. Здесь вместе с казахами проживают представители более 130 народов. И у всех есть одинаковые права. Я — не казах, но мои права здесь защищены лучше, чем у многих моих соплеменников на нашей исторической родине. При этом государствообразующим народом в Казахстане являются именно казахи — и я считаю это справедливым. Ведь именно их предки проливали кровь за эту землю, чтобы их потомки могли жить в независимом государстве.
Чем Вам не демократия?
Чем вам не единство народов?
Если завтра, не дай Бог, будет война — воевать будут все народы Казахстана. Но это будет война за независимость казахского государства.
Обратите внимание на Европейский союз. 27 государств объединились. Убрали границы, создали Европарламент, Евробанк, Еврокомиссию и множество других структур, но никто даже мысли не допускает отказаться от своей государственности.
Благодаря даже лишь автономии в Ираке курды сумели показать миру, что они — не арабы, не персы и не турки, а самобытный народ со своим языком, культурой и историей. Именно эта автономия позволила курдам впервые быть воспринятыми на международной арене не просто как этническая группа, а как отдельная политическая единица. Президент Курдистана сегодня встречается с мировыми лидерами и, пусть даже с ограниченными полномочиями, представляет и защищает интересы своего народа.
Курды в Сирии тоже прошли большой путь в стремлении к независимости — и на этом пути заплатили высокую цену, отдав немало жизней. Надеяться на то, что Сирия станет демократическим государством, в котором курды наряду с арабами будут признаны государствообразующим народом — это, мягко говоря, наивно. Это утопия.
Пришедшие к власти ваххабиты никогда не допустят такого развития событий. Они будут играть в демократию, прикрываясь лозунгами, но при этом выстраивать своё ваххабитское государство и набирать силу. Так как идеология ваххабизма по своей сути отвергает равноправие народов. И в один "прекрасный день" начнутся гонения на курдов.
Так зачем же вы лишаете жителей Рожавы права создать, пусть даже не полноценное независимое государство, но хотя бы реальную автономию, в которой курды будут признаны государствообразующим народом, сохраняя при этом все права других народов, проживающих на этой территории?
93% жителей Курдистана проголосовали за независимость на референдуме 2017 года. Думаете, все они были курдами? Конечно, нет. Из 7,5 миллионов жителей региона курдами являются лишь около 5,5 миллионов — чуть более 70%. Остальные 30% — представители десятков других народов: арабы, туркмены, ассирийцы, армяне и другие. Но и они проголосовали за независимость Курдистана, потому что именно здесь чувствуют себя свободными людьми — с полноценными правами, которые им предоставляет именно демократическое курдское самоуправление.
Конечно, кто-то может назвать меня "узколобым курдом, не способным понять глубину мысли великого лидера". Возможно. Спорить не буду. Но я лишь хочу одного: чтобы мой народ жил в своём Курдистане — а не в каких-то безликих кантонах без границ, не тешил себя утопиями и не терял самого себя.
Публицист – переводчик
Анаре Барие Бала
(Зердеште кал)