Интервью «Курдиш Глоб» с депутатом курдистанского парламента Махмудом Мухаммедом.
Ако Мухаммед, «Курдиш Глоб»
Несмотря на внутренние разногласия, курды должны сохранять единство в решающих вопросах
Кандидат Махмуд Мухаммад представляет повестку дня Курдистанского списка, который состоит из двух руководящих курдских партийДемократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК).
В.:Не могли бы вы рассказать, какие проекты были осуществлены в течение последних четырех лет, и почему есть жалобы?
М.М.: Региональное правительство Курдистана [КРГ] в течение последних лет пыталось выполнить максимальное количество проектов, перечисленных в рамках своей рабочей программы, а также в рамках опубликованной программы списка Курдистанский Альянс [на выборах 2005 года]. Согласно опросам, нашим собственным сведениям и опросам некоторых организаций, многие из обещанных проектов были выполнены. Некоторые из этих обещаний, возможно, трудно было реализовать из-за проблем, связанных со спорами с Багдадом. Кроме того, некоторые из обещанных проектов уже начаты, но пока еще не завершены.
Ряд проектов осуществлен в городах и поселках Курдистана. Были попытки привлечь иностранные инвестиции для оказания помощи экономике региона. Были внесеным изменения в систему образования, направленные на то, чтобы следовать за событиями в мире. Для высшего образования наглядно увеличилось количество вузов. Был выполнен ряд строительных проектов и услуг. Вопросы питьевой воды в настоящее время полностью решены во многих местах. Проблема электроэнергии решается, и эта проблема будет решена с очень хорошим показателем в следующем году. Находятся решения топливной проблемы, а также, недавно открытый в Эрбиле нефтеперерабатывающий завод удовлетворит спрос жителей Курдистана на топливо, и обеспечит необходимым топливом электростанции.
Жалобы, о которых вы говорите, не являются чем-то ненормальным. У жителей Курдистана высокие ожидания. Люди теперь осведомленные; жизнь более открыта, они могут посмотреть на мир снаружи. Они думают, что реальность могла бы быть гораздо лучше. Таким образом, их жизнь требует постоянного роста, и потому они жалуются.
В..: Одна из жалоб заключается в том, что проекты не были равномерно распределены по всему региону.
М.М.: Это возможно потому, что мы имели две администрации, и процесс строительства шел где-то быстрее, а где-то медленнее. В некоторых местах, проекты и услуги действительно начались очень поздно. Мы постараемся решить это в ближайшие годы. Мы будем пытаться решать проблемы по всему региону в целях достижения справедливости в распределении проектов и решений. Кроме того, некоторые места, которые получили меньше услуг, должны быть учтены в целях стимулирования развития в этих областях.
В.: Каждый список говорит о реформе. Какая реформа имеется в виду?
М.М.: Реформа не должна быть лишь лозунгом. Она должна быть спланирована. А лозунг – это всего лишь поверхность. Мы не хотим использовать этот важный вопрос для избирательной кампании, но мы хотим, чтобы реформы были в нашей повестке дня. Кроме того, для того чтобы реформы стали реальностью, они требует соответствующей социальной и экономической среды. Это объясняется тем, что некоторые проблемы, которые препятствуют реформам в Курдистане, лежат в сфере общественных отношений, и некоторые из этих отношений освящены. Необходима так же экономическая обстановка - нельзя выдвигать лозунги экономических реформ, которые превосходят ваши финансовые возможности.
Когда вы говорите о выделении окладов – это не реформа. Реформа состоит в создании рабочих мест. Следует найти систему, чтобы помочь безработным, пока они не найдут работу.
В: Никто не может отрицать, что есть коррупция. Что говорит ваша программа о борьбе с этой проблемой?
М.М.: Мы не отрицаем, что мы являемся наследниками плохой административной системы. Коррупция связана не только с деньгами, это также означает, недостатки работы, несовершенная реализация проектов, отуствие работы, недостаточные возможности, отсутствие надзора за проектами, а также несправедливость в распределении проектов. Все это должно быть изучено и решено. Борьба с коррупцией не может быть ограничена, например, вы поймаете четырех человек и накажете их. Необходима подробная программа борьбы с тем, чтобы полностью искоренить коррупцию.
В.: Говорят, что правящие партии имеют акции компаний, которые осуществляют крупные проекты, и влияние партий помогает компаниям избегать надзора.
М.М.: Партии могут принять участие в инвестициях и могут выполнять проекты для получения финансовой поддержки для них самих. Но ни одна партия не должна использовать свое влияние на правительство с тем чтобы взять себе все проекты и заблокировать работу и инвестиционные возможности другим людям. Один пункт в нашей программе направлен на предотвращение эксплуатации. Рынок должен быть свободным и инвестиции должны быть открыты для всех, в соответствии с определенными критериями. Любой участник, компания или инвестор, подходящие по критериям, должны иметь право взять проект.
В. ДПК и ПСК заплатили зарплаты большому количеству людей. Почему при этом не были построены заводы?
М.М.: Для ответа на этот вопрос надо вернуться на несколько лет назад. Надо принять во внимание экономическую ситуацию в это время. В обеих партиях работало много людей в тот момент, когда было невозможно создание новых рабочих мест, а безработица широко распространилась в Курдистане. Найм людей в то время мог бы частично улучшить положение лиц с низким доходом. Это был один из путей предотвращения социального взрыва. И сейчас, это дело должно рассматриваться в рамках системы, соответствующей нынешней ситуации.
В.: Как вы думаете, оппозиция полезна для политического процесса в этом регионе?
М.М.: Мы, как Курдистанский список, верим в разнообразие политических мнений в Курдистане. Мы верим в религиозное, этническое и политическое разнообразие, поэтому мы ожидаем, что различные политические списки, раскрашенные в цвета своих собственных идеологий, придут в парламент. При всем разнообразии мы можем служить нашей стране; а часть их, которая пользуется доверием людей, может сформировать правительство, а другая часть может остаться в качестве оппозиции в парламенте. Если нет оппозиции до сих пор, не следует винить ДПК и ПСК. Мы никогда никому не препятствовали становиться оппозицией. Партии приняли участие в правительстве в зависимости от их размера, что, возможно, было необходимо на каком-то этапе, когда была необходимость в широком правительстве, представляющем все спектры. Всякий раз, когда партия присоединяется к правительству, оно не может в то же время быть оппозицией в парламенте. Мы видели, что это - нездоровый случай.
В. Не ослабит ли появление оппозиции курдскую позицию в Багдаде, где еще предстоит добиться удовлетворения многих требований?
М.М.: Мы должны провести грань между решающими национальными проблемами и внутренними вопросами, такими как восстановление экономики и социальные и культурные вопросы. Нам выгодно, когда наш национальный и политический дискурс един перед Ираком по решающим вопросам, таким, как федерализм, Киркук и спорные районы, достояние Курдистанского Региона и отношения с иракским федеральным правительством. Это не означает, что мы не имеем различия во взглядах, но мы должны иметь единое отношение к этим вопросам.
В..: Почему некоторые партии выступают против проекта Конституции Курдистна?
М.М. Те, кто выступает против Конституции - это две группы: одни внутри, а некоторые за пределами региона. Группы на территории региона не объясняют честно, почему они выступают против Конституции. Я могу искренне назвать большинство из них, тех, кто работает внутри известного списка, который уже объявил о своем соперничестве с нами и выступает против Конституции из-за роли религии. Они объясняют свою оппозицию с помощью другого вопроса – усиления власти регионального президента. Между тем, это является необоснованным оправданием; власть президента по Конституции та же, что и по Закону о президенте, который был одобрен парламентом. Те люди, которые сейчас выступают против, участвовали в обсуждение каждого пункта этого закона, и они никогда не показаывали каких-либо разногласий. То, что они говорят теперь – рассчитано только на избирательную кампанию.
Внутренние возражения идут по некоторым конкретным пунктам. В Курдистане с его религиозным и этническим многообразием, Конституция не может удовлетворить разом общие инетересы всех сторон. Все они, однако, должны найти компромисс и поступиться частью своих интересов.
Но те, кто снаружи, они вообще не хотят, чтобы Курдистанский Регион имел Конституцию. Эти люди руководили Ираком во время прежней системы; мало того, что они выступают против региональной конституции, они также выступают против федерализма и против того, чтобы регион имел свой собственный парламент и правительство.
В.: Проект Конституции был вынесен (парламентом) в течение одного дня. Это делает процесс подозрительным.
М.М.:Проект Конституции был опубликован в 2007 году. Для его рассмотрения был создан Комитет. Комитет получил около 17,000 замечаний, и, соответственно, в проект Конституции несколько раз были внесены поправки. Кроме того, мы консультировались с рядом международных экспертов, чтобы они помогли нам создать Конституцию, соответствующую нынешней ситуации в Курдистане и иракской конституции. Парламент проголосовал за то, чтобы превратить его в проект, вынесенный на референдум.
В.: Как на Ваш взгляд прошла кампания?
М.М.: Кампания шла двумя путями. Одним из способов был наш, Курдистанского списка. Мы старались иметь цивилизованную кампанию, с тем чтобы не вызывать беспорядков и не раздражать людей. Однако некоторые кампании некоторых списков были старого типа, они собирали возбужденные толпы и шумели до до поздней ночи. В этой кампании, мы пытались выдвигать нашу программу через СМИ более, чем рекламу. В целом, кампания прошла успешно, за исключением некоторых беспорядков в Сулеймании. Она была более мирной в Эрбиле и Дохуке. Напряженность кампании в Сулеймание возникла видимо из-за соревнования в расколовшемся ПСК.
В.: Что вы скажете о жилищной проблемы в Курдистанском регионе?
М.М. У нас есть планы строительства квартир и раздачи земли молодежи. Этот вопрос подробно обсуждается в нашей программе, с тем чтобы полностью решить эту проблему.
В.: Курдская молодежь из эммигрантов, в настоящее время депортированные из Европы. Как вы решаете эту проблему?
М.М.: Мы, совместно с ДПК как КРГ объявили о том, что мы против депортации людей из Европы в Курдистан. Ситуация здесь не очень подходит для того, чтобы они вернулись. Но в реальности, мы не можем навязывать наши мнения европейским странам. Мы против депортации и попытались остановить ее, но мы не смогли добиться успеха. Когда они вернулись, мы столкнулись с необходимостью оказывать помощь в плане трудоустройства и обеспечения жильем.
В.: В настоящее время осуществлены многие проекты в области образования, но по-прежнему есть классы, в которых 50-60 учеников.
М.М.: У нас есть планы по созданию целого ряда школ, а также по поощрению инвесторов к созданию школ, с тем чтобы смягчить школьный кризис.
В.: Силы пешмарга должны находиться под командованием правительства?
М.М.: Мы продолжаем наши попытки сменить партийную власть на государственную.
В.: Очень важная проблема, касающаяся статьи 140 и Киркука - курды не смогли создать давление, чтобы вовремя урегулировать их.
М.М.: Было давление с курдской стороны, и иногда оно достигало стадии, когда мы угрожали бойкотом правительству Ирака из-за статьи 140. Но эта проблема не является проблемой только Ирака и Курдистанаа; эта проблема учитывается США, арабскими странами, а также соседними странами. Таким образом, этот вопрос гораздо сложнее. Эта проблема может быть решена только на основе конституционных и дипломатических средств, и мы будем наращивать наши усилия в этом направлении.
Повестка дня Курдистанского списка
1636 | 0 |