Андрей Манчук. Отрывокиз kermanich.livejournal.com В Стамбуле нас познакомили с организатором профсоюза сборщиков мусора и утиля. Этот опытный активист, потомок крымских татар, оказался страстным сторонником самоопределения курдов и футбольного клуба «Галатасарай». Наши друзья, молодые турецкие коммунисты, подтрунивали над его спортивным увлечением за стаканчиком раки, вспоминая анекдот из жизни Абдуллы Оджалана, лидера Рабочей партии Курдистана. Известный журналист из Стамбула как-то встретился с ним на партизанской базе в районе сирийско-турецкой границы. Однако в разгар разговора Оджалан неожиданно посмотрел на часы и вышел, прервав интервью. Лидер курдских повстанцев вернулся только через полтора часа, с озабоченным и расстроенным видом.
– Наши потерпели поражение, – мрачно сказал он журналисту.
– Где это произошло? – сочувственно ответил тот Оджалану, полагая, что речь идет о боевой операции курдских партизан.
– В Измире, – ответил председатель РПК, назвав город на эгейском побережье, далеко от мест, где оперировали отряды его партии.
– А кто это вам сообщил? – спросил у него ничего не понимающий гость.
– Я только что видел это своими глазами – сказал Оджалан, окончательно повергая в шок журналиста. – По телевизору. «Галатасарай» пропустил там три мяча.
Годы спустя, в политической тюрьме на острове Имралы, пленный глава Рабочей партии добился разрешения посмотреть матч любимой команды в финале кубка УЕФА.
Эти курдские симпатии к одному из трех главных футбольных клубов страны обычно объясняют лишь той причиной, что красно-желтая форма его игроков напоминает национальные цвета полузапрещенной в Турции символики Курдистана. Или же тем, что команда играла на стадионе в европейской части Стамбула, где проживали общины мигрантов и иностранцев. Конкурентами «Галатасарая» являются другие старые стамбульские клубы – «Бешикташ», за который традиционно болели жители рабочих кварталов Стамбула, и «Фенербахче» – любимый клуб турецких националистов пантюркистского толка. Сам Мустафа Кемаль Ататюрк однажды публично признал себя болельщиком этой команды, присутствуя на ее матче против «Галатасарая». При жизни он покровительствовал «Фенербахче» не меньше, чем Франсиско Франко своим любимцам из мадридского клуба «Реал», нацистские бонзы – провинциальной команде «Шальке-04», а фашистский генерал Ваккаро – римскому «Лацио».
Символика «Диярбакырспора», клуба из главного города турецкого Курдистана, нередко висит в кебабных закусочных Диярбакыра, вместе с цветами «Галатасарая». Матчи между этой командой и клубом «Трабзонспор», известным антикурдским расизмом своих болельщиков, становятся поводом для погромов, стычек и издевательств над курдами. 26 сентября, на матче с клубом «Бурсаспор» турецкие националисты избили болельщиков-курдов пластиковыми сиденьями, отправив в больницу десять человек. Четин Сюмер, президент «Диярбакырспора», пообещал, что курдский клуб покинет чемпионат, если власти и дальше будут поощрять травлю команды со стороны правых турецких фанатов. Известие о побоище обсуждалось участниками Месопотамского форума, проходившего в эти дни в Диярбакыре – а на политической демонстрации сторонников РПК мы заметили на них демонстративно одетые шарфы местного клуба.
– Политическая жизнь курдов загнана в подполье. И поддержка футбольных клубов остается одним из немногих легальных способов выразить свой гражданский и национальный протест, – говорил нам упомянутый профсоюзный организатор.
Курдские эмигранты уже переносят эту футбольную войну за границу. На выездном матче «Трабзонспора» с французской «Тулузой» они вывесили большой портрет Абдуллы Оджалана и плакат с надписью: «Да здравствует Рабочая партия Курдистана!». Турки обратились к полиции с просьбой убрать транспаранты, но курдские болельщики продержали его до того, пока на стадионе не был спущен турецкий флаг.
Футбольные симпатии курдов в Турции
2514 | 0 |