"АК-Ньюс" Одним из тревожных политических кризисов в Ираке в 2009 году был продолжающийся спор между списком "Хадба" и Списком Братства в провинции Ниневия.
Кризис начался после того как список "Хадба", возглавляемый Атилем Нуджаифи, получил большинство в 19 мест на выборах в советы провинций, которые состоялись 31 января 2009 года. Не обращая внимания на принципы консенсуса, список взял под свой контроль Совет, не давая никакого шанса списку Братства Ниневии разделить управление. Список Братства, второй по значению, получивший 12 мест из общего числа 37 мест благодаря поддержке курдских районов, бойкотировал новую Ассамблею и ее заседания. Вскоре после этого, 15 районов провинции Ниневия решили более не подчиняться властям провинции. Это - районы Шангал, Махмур, Шейхан, Тликиф и подрайоны Кахтания, Гайара, Шимал, Зумар, Фаида, Каракош, Вана, Вилкан, Башика, Зуммар и Баадж.
31 мая, жители Махмура помешали ввести в свой город полицейский конвой из Ниневии. За несколько дней до этого жители Каракоша аналогичным образом предотвратили въезд в подрайон губернатора, когда он посещал этот район в ходе спортивного праздника, происходившего в этой области.
Список "Хадба" объявил, что его действия по единоличному формированию местного правительства соответствуют закону и настаивал, что "система консенсуса не принята в Ираке и провинции Ниневия". Напротив, Список Братства настаивал, что эта система должна быть принята также в провинциях Ниневия, а иракская политическая система была построена на ней.
Список Братства активизировал свои усилия с целью убедить список "Хадба" пересмотреть свое решение в рамках встречи с иракским Президентским советом, Советом министров и парламентом.
1 мая, в ответ на письма с жалобами Списка Братства, президент Ирака Джаляль Талабани заявил, что действия списка "Хадба", игнорирующие принципы консенсуса, являются роковой ошибкой, и это очень сильно влияет на национальные отношения. "Для установления справедливости и права, Список Братства должен обратиться в Конституционный суд", предложил Талабани.
В поиске решения участвовали многие внутренние и внешние силы, как Курдистанский Альянс, Иракская исламская партия, иракский президент, ООН и США. Был организван ряд косвенных переговоров между сторонами, но они оказались бесплодными.
8 июня, а затем 13 августа, второй иракский вице-спикер от Альянса Курдистана, Ариф Тайфур, объявил, что "если "Хадба" будет придерживаться своей политики отчуждения списка Братства, всю провинцию Ниневия следует разделить на две - курдскую и арабскую".
Ряд парламентариев от списка Тавафук (Согласия) в иракском парламенте, в том числе Нураддин Алхаяли, посчитали это заявление "угрозой единству Ирака" и предложил парламенту сместить его.
"Мы, список "Хадба", не спорим со списком Братства относительно предоставления ему должностей, у нас есть некоторые требования, которые Список Братства должен рассмотреть", заявил вице-президент Провинциального совета Ниневии от списка "Хадба" Дильдар Зибари агентству "АК-Ньюс".
"Силы безопасности должны напрямую действовать по распоряжению местных властей Ниневии, а не по приказу партий, как пешмарга, которые действую по приказу их партй и Регионального правительства", добавил он.
"Я не желаю никакой статьи, которая передаст провинции или районы под чужое руководство", заявил Зибари на вопрос о статье 140.
"Условия Списка "Хадба" не могут быть решены с местными органами власти, например, то что относится к статье 140. Это вопрос может решить иракский парламент, но не список Хадба" заявил, со своей стороны, вице-президент Списка Братства Ниневии, Гарем Камаль Ага.
"Мы не имеем власти над вводом или выводом сил пешмарга в провинции Ниневия, это скорее политический вопрос, и это компетенция пяти комитетов, которые были совместно созданы между Эрбилем и Багдадом, чтобы сделать это," в связи с наличием сил пешмарга в Ниневии, сказал он.
Недавно проявился прогресс благодаря инициативе, объявленной губернатором Мосула Нуджаифи 17 декабря 2009 года ради национального примирения в этой провинции. "Несмотря на то, что эта инициатива слишком запоздала, во всяком случае мы ее приветствуем", заявил председатель Списка Братства Хасро Горан.
Через несколько дней после объявления инициативы, пресс-секретарь Списка Братства Дрман Хатари, объявил, что список выдвигает некоторые условия для процесса национального примирения, которые знают в Ниневийском провинциальном совете.
Хатари описал кампанию Нуджаифи как "предвыборную". "Нашими основными условиями является признание иракской конституции, включая статью 140, соблюдение полномочий, предоставленных провинциальному совету, поскольку претензия вытеснить силы пешмарга и асаиш (безопасности) из некоторых районов Мосула превышает его полномочия, ", заявил Хатари.
Что касается реакции на его инициативу, то в интервью AKnews, Нуджаифи уже заявил, что "они не выдвигают каких-либо условий для примирения, это не политическое примирение, но это скорее акт национального примирения. Единственным условием является признание права и соблюдение иракского национализма".
Он также отрицал какие-либо конституционные нарушения в том, что его список взял под свой контроль провинциальные должности и отказался признать статью 140. Он назвал эти обвинения "безосновательными". Провинция находится под контролем иракского парламента, Конституционного суда, и иракского Президентского совета, и жалобы еще не были поданы в эти учреждения. Эти обвинения инициированы некоторыми соперничающими политическими партиями, заявил Нуджаифи.
Мосульский кризис
1901 | 0 |