Хива Осман, ekurd.net
Приглашение короля Саудовской Аравии к иракским сторонам провести переговоры в Эр-Рияде после хаджа вызывает многочисленные вопросы и тревогу иракского народа о своем будущем. Оно также служит напоминанием об опасностях и проблемах, которые предстоит решить для построения нового Ирака.
В субботу, 30 октября 2010 года, когда различные иракские партии готовится к встрече в Эрбиле, чтобы урегулировать политический кризис и сформировать правительство, король Саудовской Аравии Абдулла пригласил президента Джалала Талабани и других иракских лидеров на переговоры в Эр-Рияде после Ид аль-Адха .
Ирония заключается в том, что страна, которая никогда не видела выборов, не признает наличие шиитов, и не имеет, или не признает, какие-либо этнические меньшинства, пытается решить проблемы новой демократии с шиитским большинством и значительным курдским, туркменским и халдо-ассирийским населением.
Манера, в которой было составлено приглашение, дает ясный признак того, что Саудовская Аравия не имеют никакого представления о новом Ираке, и она не намерена решать проблемы страны.
Приглашение упоминает президента Джаляля Талабани по имени и "остальные партии, принявшие участие в выборах", - как будто проблема здесь между президентом Талабани и другими партиями, или в борьбе за президентский пост, или между курдами и арабами .
Реальность такова, что это спор между арабами. Сегодня это внутренний конфликт между шиитами; завтра это конфликт между суннитами, в другое время, это конфликт между шиитами и суннитами.
Учитывая объективную позицию, курды прокладывают путь к урегулированию спора.
Многие здесь, в Ираке признают, что саудовское приглашение направлено на то, чтобы подорвать эти попытки и вбить более глубокий клин между арабами и курдами Ирака и в то же время продлить и углубить конфликт между суннитами и шиитами.
По самой своей природе, Саудовская Аравия не способна быть посредником в Ираке или даже понимать нюансы этой сложной и разнообразной страны.
Их доминирующая позиция является прежде всего антишиитской. За все время своего правления премьер-министр Нури аль-Малики, который является шиитом, не получил ни одного приглашения посетить Саудовскую Аравию. Учитывая такие примеры, может ли Саудовская Аравия в одну ночь стать посредником или арбитром между шиитами и суннитами?
Иракская реакция на инициативу были яркой демонстрацией того, что саудовцы не пользуются должным доверием. Шииты и курды отказались от посредничества, в то время как сунниты приветствовали его.
Время от времени, народ Ирака слышит от саудовских проповедников оскорбления в адрес шиитских символов, в том числе почитаемого великого аятоллы Али аль-Систани, а также пренебрежительные комментарии о вере шиитов, раздающиеся в мечетях Саудовской Аравии и через спутниковое телевидение. Большинство иракцев считает, что жестом доброй воли было бы прекратить эту практику прежде, чем помогать формировать правительство.
В отличие от преподнесения инициатив по общеиракскому решению сформирования правительства, было бы гораздо лучше, если бы Саудовская Аравия была более открыта и правдива, исключительно выражая озабоченность по поводу статуса арабов-суннитов в Ираке. Она могли бы также быть более открытой, выражая свою озабоченность по поводу степени влияния Ирана или вмешательства в Ираке.
Эта инициатива также могла быть и лучше подготовлена. При существующем положении вещей, кажется, что саудовцы свели к минимуму шансы Иракийи на хорошие позиции в следующем правительстве. Вместо этого им удалось сблизить курдов и шиитов, а в конечном счете повысить роль Ирана в Ираке.
Если завтра Махмуд Ахмадинеджад сделает такое же приглашение, что и король Абдулла (который, следует отметить, даже не назначил посла в Ираке), несомненно, гораздо больше людей - в том числе суннитов - будут присутствовать на встрече в Тегеране, чем в Эр-Рияде.
Но Ахмадинеджад не будет вмешиваться так грубо, потому что он, кажется, понимает новый Ирак лучше, чем Саудовская Аравия. Последние семь месяцев доказали, что любое вмешательство в переговоры по формированию правительства лишь еще больше осложнит глубоко поляризованную политическую среду Ирака.
Когда народ Ирака пришел на избирательные участки, чтобы проголосовать за депутатов, он сделал это с пониманием, что только иракцы должны формировать правительство, и что единственное место, где оно может быть сформировано - это Ирак. Если Ирак отклонится от этого принципа, политические блоки будет нести ответственность - и за это заплатят граждане.
Хива Осман, директор Института исследований войны и мира в Ираке, ранее занимал пост советника по СМИ президента Ирака Джалал Талабани.
Мертворожденная инициатива
2215 | 0 |