Ирак. Земля, пахнущая нефтью и кровью. В двадцать первом веке эти два запаха слились в один. По преданию именно здесь поселил Господь Адама и Еву, велев им возделывать райский сад. Бывший рай на земле, потерянный Эдем, превратился в огненный и кровавый ад взрывов, террора и бесконечной войны. Корреспондент NewsInfo отправился сюда, чтобы собственными глазами увидеть - так ли страшен Ирак, как его малюет пресса. И как живут люди в раю, превратившемся в ад.
Эрбиль: оазис в огненной пустыне
Эрбиль, столица Курдистана - один из самых спокойных городов на севере Ирака. Он находится недалеко от двух болевых точек - Мосула и Киркука, куда лучше не соваться. Но Эрбиль - по-курдски Хаулер - относительно безопасный город. Хотя войны вокруг этого города кипят уже множество веков: именно в его предместьях Александр Македонский наголову разбил армию персидского царя Дария III.
На улице жарко, злое восточное солнце выедает глаза. Выйдя из отеля, невольно жмуришься и закрываешь лицо: небо раскалено добела. Куда ни кинешь взгляд - везде строительные леса, улица создается буквально на твоих глазах. Тротуара нет, ходишь по земле: только что отстроили новую дорогу, и пешеходную часть еще не успели замостить плиткой. Поэтому при малейшем дуновении ветра тебя осыпает мелкой земляной пылью, от которой мгновенно рыжеет и рубашка, и джинсы, и кроссовки. Поначалу с непривычки кашляешь, но быстро привыкаешь.
Знакомство с городом лучше всего начать с центра. Там находится площадь фонтанов, городской базар - одна из древнейших в мире цитаделей, ей около 6 тысяч лет.
По дорогам снует бесчисленное количество такси. Кажется, что их больше, чем обычных автомобилей. Общественного транспорта вообще не видно. До центра города ехать минут десять, обойдется это, если поторговаться, в два доллара.
Первое впечатление не обмануло - Эрбиль на самом деле одна большая стройка. Строят здесь взахлеб - целыми улицами, целыми кварталами. Дома растут как на дрожжах. В глаза бросается разительное отличие от того Эрбиля, каким он был два года назад. Тогда во всем городе едва можно было найти несколько отелей. Сейчас их больше двух десятков, и за свои услуги они заламывают цену будь здоров - номер очень средней руки может стоить 150-200 долларов.
При этом гостиницы в городе забиты. Кто сюда едет? Бизнесмены. Стройка и нефть - два сильнейших магнита для тех, кто привык делать деньги. В Курдистане сосредоточено 60% всей иракской нефти. Закон предоставляет инвесторам десятилетние налоговые льготы. Здесь можно сколачивать сумасшедшие состояния.
Именно для бизнесменов и возводятся "на скорую руку" тысячи домов. Многие ради дела переезжают в Ирак, предпочитают ездить на машинах, набитых оружием, нанимать охрану, носить бронежилеты - но присутствовать лично. А Эрбиль при таком раскладе - идеальное место для проживания: спокойный по иракским меркам город, и ездить из него удобно. До того же Киркука всего час езды, но никто в здравом уме жить там не будет. Хотя именно вокруг него сосредоточена большая часть курдской нефти.
Цены на недвижимость в Эрбиле очевидно не соответствуют военному положению. Квартира в 150 кв. метров обойдется покупателю в 150-200 тысяч долларов. А отдельный благоустроенный дом на 300 кв. метров, в два этажа, с садом и гаражом - от 300 тысяч и до бесконечности. И приезжают, и покупают. И живут, возя автомат на пассажирском сидении и пистолет за поясом.
Безусловно, Ирак - богатейшее государство. В это сложно поверить, потому что страна лежит в руинах, но здесь крутятся колоссальные деньги. И, что уже совсем немыслимо для европейского, для американского сознания - речь идет о наличных. Исключительно кэш. В банках купюры переносят в огромных коробках. Возможно, даже из-под ксерокса. Но тут это в порядке вещей.
Об электронных платежах здесь можно забыть, банковская карточка в Ираке - просто кусок пластика. В магазинах, в ресторанах берут только наличные. На весь Эрбиль - один банкомат. Сложно поверить. На миллион человек, не считая приезжих - один банкомат, стоящий в холле самого дорогого эрбильского отеля Sheraton (номер - 250 баксов в сутки). И к нему так просто не подступишься: он окружен двойным кольцом охраны. Чтобы прорваться к банковской машине и снять деньги - нужно дать обыскать себя и сумку.
Читайте первую часть серии эксклюзивных репортажей.
Хотя в Эрбиле крупных терактов не было уже очень давно - в воздухе витает напряжение. Даже когда машина тормозит на светофоре, ты невольно начинаешь бросать взгляды на остановившиеся автомобили. И поневоле напрягаешься, видя, как сзади по дороге мчится машина, набитая ящиками и мешками с непонятным содержимым. Все-таки полной уверенности в безопасности нет.
Машина подъезжает ближе, сбрасывает ход рядом с тобой, и ты видишь, что на ящиках написано Mina. Марка питьевой воды. Черный юмор ситуации. Все здесь так - с намеком. Даже баночка кока-колы открывается не привычным образом. Тянешь за "чеку", и крышка словно взрывается - с хлопком и белым дымом.
Глаза отмечают полное отсутствие рекламных плакатов. А, нет, один есть - огромный стенд с изображением телевизора известной марки. Но это редкость. Зато везде - флаги. Не иракский - красно-бело-черный, с надписью на арабском "Аллах акбар", а курдистанский - красно-бело-зеленый, с изображением солнца. Иракские флаги тоже есть, но их значительно меньше курдских.
В центре города - пробки. Машины здесь - преимущественно японские Тойоты и Ниссаны, и китайские Great Wall. Реже встречаются американские Крайслеры и еще реже - Мерседесы и Опели.
Раньше, во времена Саддама, все таксисты в Ираке рулили советскими "Волгами". Сейчас не осталось ни одной - даже странно: куда они исчезли
Такси тормозит: рынок. Приехали.
Владислав Симонов newsinfo.ru