Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Некоторое смятение у комментаторов вызвало заявление Масуда Барзани о праве курдов на самоопределение. Многие поняли это заявление слишком упрощенно и прямолинейно, как некоторое уведомление о том, что курды собираются выйти из состава Ирака. Реальное право и стремление курдской нации к самоопределению - крайне важный фактор развития современного Ирака, поскольку если бы такого политического фактора не было, то и развитие внутрииракских взаимоотношений шло бы совершенно иначе. У курдов есть и должна быть альтернатива нынешнему иракскому проекту, потому что иначе они были бы обречены принять все, что ни решат сделать их арабские партнеры по этому проекту – шииты и сунниты. Но курды не собирались при Саддаме, не собираются и сейчас соглашаться с теми вариантами потенциального развития Ирака, а Ирак – это пока незавершенный проект, которые не будут их устраивать как самостоятельную, сильную и имеющую свое представление о том, как должно быть устроено федеративное государство, нацию.
Право нации на самоопределение появляется не тогда, когда нация уже отделилась и живет самостоятельно, а тогда, когда нация стала свободной в своем выборе, в своем восприятии самой себя, причем это право ей никто не дает, она берет его сама, обретя силу, что и произошло с курдами в последние десятилетия. Это право – власть над собственным политическим выбором, а полная независимость или федеративный путь развития той государственности, в которую организуется она сама или вместе со своими соседями, – это уже конкретно-политическая форма, в которую облекается этот политический выбор.
Между федеративным путем развития Ирака и правом курдов на самоопределение нет противоречия, поскольку курды равноправный, наряду с шиитами и суннитами, субъект политического процесса внутри Ирака и на международной арене. То, в какой степени участники этого процесса решат ограничить свои права и делегировать часть своих суверенных полномочий федеративному правительству, - это предмет федеративного договора, который народам Ирака еще предстоит выработать, поскольку федеративная природа нынешнего Ирака еще далеко не до конца и не вполне последовательно признана в Конституции Ирака (этим и был обусловлен политический кризис 2010 года) и на нее постоянно покушаются, якобы опасаясь, что она приведет к развалу страны. К развалу страны может привести тот факт, что права какого-либо из иракских этносов и какой-либо из конфессиональных общин, какой бы малой ни казалась эта община, будут проигнорированы. В одних случаях это может привести к развалу страны, если это произойдет с крупным этносом или крупной религиозной общиной, а в других, как это происходит сейчас с иракскими христианами, эта община может покинуть пределы страны. В том и другом случае это свидетельствует, что внутриполитическое устройство Ирака еще неадекватно его этно-конфессиональной структуре.
У многих восточных людей в традиционной одежде обязательным является кинжал, но на Востоке все знают, что надо делать, чтобы эта деталь одежды так и осталась украшением, но, правда, при этом никто не должен сомневаться, что это настоящий кинжал, а не бутафория. Курды в прошедшее десятилетие сделали много, чтобы никто не сомневался, что они готовы постоять за свое право на самоопределение. Это право, как и кинжал, лучше держать на виду.
Право курдов на самоопределение и Иракская федерация
2271 | 0 |