Избирательный процесса в целом характеризуется плюрализмом и активностью гражданского общества. Голосование и подсчет голосов, наблюдавшиеся в день выборов, показали в основном спокойно и профессионально управляемый процесс.
Некоторые элементы правовой базы продолжают ограничивать деятельность СМИ и политических партий, ограничивая свободу слова.
10 процентный порог для политического представительства партий в парламенте - самый высокий в регионе ОБСЕ - остается одним из центральных вопросов, которые ограничивают представительный характер законодательной власти.
Впервые, участникам процесса было разрешено покупать политическую рекламу. Политические партии получили бесплатное эфирное время в последнюю неделю кампании на основных государственных каналах общественного телевидения; дополнительное эфирное время предоставлялось пропорционально числу голосов, полученному партией на последних выборах. Независимые кандидаты не имеют права на бесплатное эфирное время, и оппозиционные партии заявили, что они получают значительно меньше освещение в турецких СМИ по сравнению с правящей партией.
Регистрации политических партий и независимых кандидатов предложила избирателям подлинный выбор. Практика использования других языков, в том числе курдского, в политической агитации внесла в этом году важное изменение, которое укрепило плюралистические, демократические дебаты в стране.
Государственный контроль за влиятельными медиа-группами предположительно привел к предвзятости и самоцензуре, но журналисты и НПО говорят, что деловые интересы также ограничивают свободу средств массовой информации. Наблюдатели отмечают, задержания и продолжающиеся расследования в отношении более 50 журналистов в Турции, некоторые из которых связаны с предполагаемой попыткой государственного переворота. Ограничение свободы СМИ является нарушением Копенгагенского документа 1990 года и множество документов Совета Европы. 2 мая 2011 года Конституционный суд Турции внес поправки в Закон о печати, продлив срок давности для возбуждения уголовных дел против журналистов от двух месяцев до восьми лет. Это решение было отмечено многими наблюдателями, в том числе представителями ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, как направленное на то чтобы поставить журналистов под постоянную угрозу уголовных процессов.
Избирательные процедуры, как правило, хорошо организованы и проведены упорядоченным и профессиональным образом, даже несмотря на все первоначальные проблемы с регистрацией некоторых независимых кандидатов. Высший Избирательный Совет (SBE) пользуется широким общественным доверием и уважением благодаря прозрачной, профессиональной и эффективной организации выборов. Избиратели должны были представить фотоидентификацию на избирательных участках. Впервые использовались прозрачные урны для голосования.
В ходе технического совершенствования, SBE подготовил списки избирателей на основе общенациональной электронной системы записи актов гражданского состояния, которая связывает зарегистрированное место жительства избирателя с уникальным идентификационным номером. Однако, многие заинтересованные стороны подняли вопрос о значительных изменениях в количестве зарегистрированных избирателей в последние годы, и печать отмечает непропорционально большое число избыточных избирательных бюллетеней.
Политические партии имели все возможности довести свои программы до избирателей. Избирательная кампания проходила в поляризованной атмосфере. Парламентские наблюдатели приветствовали тот факт, что заинтересованные стороны в основном проявляли сдержанность, хотя были массированное присутствие полиции и напряженности в некоторых частях Юго-Востока, а также отдельные сообщения о физических атаках. В то же время, многие митинги с большими толпами граждан были в значительной степени свободны от насилия. Самое главное, что в день выборов в целом обошлось без насилия.
Наблюдаемый подсчет был сделан эффективно и в соответствии с существующими правилами. Представители партий и наблюдатели имели доступ к результатам на избирательных участках.
Существует необходимость обеспечения более широкого участия и представленности женщин в политической жизни страны. Женщины занимают менее 9 процентов мест в уходящем парламенте, и списки кандидатов, представленные политическими партиями, не соответствовали обещаниям; женщины не составили даже 20 процентов кандидатов в списках любой партии.
В день выборов, наблюдатели стали свидетелями процессов открытия избирательных участков, голосования и закрытия, включая подсчет голосов. Местные избирательные чиновники и опросные работники хорошо подготовлены, опрос проводился спокойно и был хорошо организован. Явка избирателей достигла 84 процентов.
В соответствии со своим обязательствами как члена ОБСЕ и Совета Европы, Турция пригласила парламентариев из ОБСЕ и Совета Европы для наблюдения за этими выборами. Наблюдателям были в основном предоставлены доступ ко всем уровням организации выборов и избирательных участков в день выборов. Для того, чтобы отклонить любые неопределенности и в полном объеме выполнять обязательства ОБСЕ, желательно, чтобы закон специально позволял международным наблюдателям доступ к национальным выборам.
Наблюдения, которые осуществляли более 70 наблюдателей, в том числе 61 парламентарий из 30 стран, были осуществлены совместным усилиям делегации Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) во главе с вице-президентом ПА ОБСЕ и членом датского парламента Пиа Кристмас-Меллер, и Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) во главе с членом шведского парламента Керстин Лундгрен.