Сегодня в Багдаде открывается саммит Лиги арабских государств (ЛАГ). Он станет первым после начала арабской весны, и на нем не будет многих знакомых лиц – Каддафи, Мубарака и Бен Али, зато он окажется дебютным для их преемников – исламистов. Это будет и своеобразная проверка для новых властей Ирака, который пытается вернуться на межарабскую арену, но вновь вынужден разбираться с внутренними проблемами.
Мероприятия саммита продлятся три дня – с 27 по 29 марта. Никто не сомневается, что главной темой дебатов будет ситуация в Сирии, поскольку между арабами есть серьезные разногласия по этому вопросу. Консервативные аравийские монархии настаивают на необходимости вооружить противников режима в Дамаске, а другие арабские страны, в том числе Ирак, выступают за политическое решение. Еще один важный вопрос – структурное реформирование ЛАГ, чтобы сделать ее более активной и эффективной.
Этот саммит должен был состояться еще год назад, но его пришлось отложить из-за событий арабской весны. В результате в Багдаде будет много новых лиц. Саммит станет первым для исламистов из Египта, Ливии и Туниса. Они будут сидеть за одним столом с монархами из стран Персидского залива, Иордании и Марокко. Примечательно, что впервые с арабскими лидерами будет на равных разговаривать курд – президент Ирака Джаляль Талабани.
Для иракского премьера Нури аль-Малики успех саммита – вопрос чести и престижа. Он должен продемонстрировать, что новые власти способны контролировать ситуацию без помощи США.
В результате в преддверии саммита в Багдаде были приняты беспрецедентные меры безопасности. В иракскую столицу было стянуто около 100 тыс. сотрудников сил безопасности. Улицы Багдада оказались перекрыты множеством блокпостов, и город буквально встал. Дорожные заторы оказались настолько серьезными, что власти были вынуждены объявить пятидневные выходные.
На организацию и проведение саммита будет истрачено в общей сложности 2,5 млрд. долл. Специально к приезду высокопоставленных гостей в Багдаде были отремонтированы отели и правительственные дворцы, а вдоль "дороги смерти" в столичный аэропорт высажены молодые пальмы. Символично, что основные мероприятия пройдут в бывшем дворце Саддама Хусейна.
Саммит проходит в непростой для Ирака момент. После вывода американских войск там разразился новый политический кризис, парализовавший работу парламента и поставивший страну на грань новой межконфессиональной розни. С конца декабря в результате взрывов и нападений террористов погибли сотни человек. Только в минувший вторник в результате серии терактов в Ираке убито 52 человека. Отношения между суннитами и шиитами накалились настолько, что наблюдатели заговорили о назревающей новой гражданской войне.
Вновь напомнил о себе иракский филиал "Аль-Каиды". Настораживает и активность влиятельных соседей Ирака – Саудовской Аравии и Ирана, которые подпитывают деньгами и оружием союзные им вооруженные группировки.
Впрочем, не все эксперты разделяют пессимистичный настрой СМИ. Профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Елена Мелкумян в интервью "НГ" отметила, что не стоит драматизировать ситуацию в Ираке. "Политическая борьба там идет давно и продлится еще долго. Уход американцев действительно стал толчком для выяснения отношений. "Аль-Каида" почувствовала себя свободнее. Однако это временная тенденция", – констатировала она. По мнению эксперта, иракцы, как в свое время ливанцы или алжирцы, устали от нестабильности и вооруженной борьбы и просто не захотят возвращаться к ситуации 2006–2007 годов.
"Действительно, сепаратистские настроения время от времени возникают в курдских и суннитских районах, но большинство иракцев выступают за сохранение национального единства, поскольку понимают, что распад принесет новое кровопролитие и ослабит страну", – пояснила Елена Мелкумян.
Комментируя слухи об авторитарных амбициях нынешнего иракского премьера, собеседница "НГ" дала понять, что ему вряд ли это удастся: "В Ираке придерживаются демократических процедур. Там много различных сил и политических партий".
Профессор подчеркнула, что предстоящий саммит имеет большое значение, поскольку означает возвращение Ирака на региональную арену. "Багдад снова будет активно участвовать в решении арабских проблем. Появится шанс наладить отношения с соседями по Персидскому заливу, особенно с Кувейтом", – сказала Елена Мелкумян.